Талантливый кировский музыкант напишет музыку, которая позволит внести свои коррективы во внутреннюю городскую среду
10 июня 2014. Интервью с кировским музыкантом. Существует мнение, что Киров – это серый и грязный город. Город, в котором нет дорог, в то время как из года в год он все больше утопает в автомобильных пробках. Город, в разных точках которого, «вырастают» многочисленные торговые и офисные центры, нарушающие тихую, спокойную атмосферу старых районов. Унылый город, в котором власть сидит в кресле и бездействует, распиливая местный бюджет. Это довольно устойчивое мнение бытует в определенных кругах, в том числе за пределами Кировской области.
Но изменить свое отношение к окружающей действительности в лучшую сторону можно. В ближайшее время на одном из городских перекрестков появится аудиоинсталляция, которая поможет изменить восприятие окружающего пространства. Это будет реализация проекта «Внутренняя среда», идея создания которого принадлежит Дарье Ткачевой, старшему научному сотруднику Приволжского филиала Государственного центра современного искусства. Музыка, которую смогут услышать горожане, будет меняться в зависимости от погоды, времени суток, потока машин и других условий. Подобная искусственно созданная атмосфера на улице будет органично вписываться в шумную жизнь исторического центра Кирова.
Написанием музыки займется Роман Цепелев – кировский музыкант, талантливый молодой человек, известный как автор композиций для спектаклей Театра на Спасской, создатель и лидер музыкального проекта «Illuminated Faces», на счету которого несколько музыкальных альбомов, концерты в разных городах страны и за рубежом. Роман рассказал нам, какие цели ставят перед собой авторы проекта «Внутренняя среда», что значит участие в проекте для него лично, а также о своих планах на ближайшее будущее.
Роман, скажи, каким образом возникла идея создания проекта «Внутренняя среда»?
— Это была идея Даши Ткачевой. Она пришла ко мне и сказала, что нужна музыка для здания Главпочтамта. Это красивое здание, отличающееся своей архитектурой, натолкнуло ее на мысль создать для него некую необычную атмосферу. Даша пригласила меня как соавтора и объяснила мне, что это должна быть какая-то запись, длиной минут 20, которая бы крутилась по кругу. Мне пришла в голову идея сделать не просто музыкальную запись, а именно инсталляцию. Правда, после разговора с руководителями Главпочтамта поняли, что с ними иметь дело совершенно нереально, потому что Главпочтамт — федеральная структура, у которой свои особенности. Но идея воплотить проект в реальную жизнь не оставила нас. После неудачной попытки «облагородить» здание почты, мы решили создать музыку не просто для красивого здания, а чтобы это был социальный проект. Вот представьте: есть парк и его пытаются благоустраивать. То есть с помощью этого парка пытаются подружить людей с городом. Допустим, мы идем по улице, видим грязь, плохие дороги, вообще все плохо. Но когда мы заходим в парк, мы попадаем в другую атмосферу, и нам сразу хочется поменять отношение к городу. Вот есть идея сделать нечто подобное с помощью звуков. Моя задача – это написание музыки, и я буду пытаться этого достигнуть. А что получится – это уж вам судить, тем, кто будет гулять, проходить мимо.
Каким образом, с помощью каких технически приемов и устройств это будет реализовываться? То есть мы идем по улице, неожиданно начинаем слышать музыку?
— Колонки и датчики будут крепиться на здание и не будут видимы. Во все технические приемы я не вникал подробно. Я нашел программиста, объяснил ему суть проекта, спросил, можно ли сделать так, что если на улице темнеет – музыка меняется, пошел дождь – музыка меняется, машины проезжают – точно также. Он сказал, что это все вполне реально осуществить. Я не программист и всех тонкостей не знаю.
К тому же, это будет не просто привычная нам какая-то музыка. Это будут какие-то отдельные звуки. Пока конкретно не знаю, что это должно быть. Но с точностью могу сказать, это не будет попыткой «перетянуть одеяло» на себя, чтобы была только музыка, перекрывающая все пространство. Это будет такая музыка, которая не будет мешать, она будет создавать атмосферу.
А срок? Когда планируете запустить аудиоинсталляцию, если все задуманное получится?
— Это все получится в любом случае. Вопрос в том, насколько получится, как оценят результат горожане. Скорее всего, проект будет реализован в сентябре, когда многие вернутся из отпусков. Соответственно, у нас есть еще два месяца для плодотворной работы.
После того как не удалось установить звуковую инсталляцию у здания Главпочтамта, для проекта было выбрано здание «Вятского художественного музея имени Васнецовых». Почему выбор пал именно на него? Для какой еще точки города ты бы хотел попробовать написать музыку?
— Музей Васнецовых был выбран по двум причинам. Тут есть версия красивая и версия реальная. Красивая версия звучит следующим образом. В районе музея довольно шумный перекресток, на котором возникают какие-то «художественные» конфликты, много кривой рекламы. Мы хотим попробовать решить проблему именно там. А реальная версия связана с тем, что ведь все, по сути, завязано на здании. И проще всего в центре города для нас было со зданием музея: руководство идет навстречу и не против размещения колонок и датчиков. Но мне, если честно, больше нравится красивая версия. У меня вообще была идея попытаться реализовать этот проект на перекрестке у ЦУМа. Там постоянное нагромождение машин, людей, шума. Там очень все некрасиво, налеплено на пятиэтажках разнообразной рекламы. В общем, визуально там все очень плохо. Мне бы было интересно поработать с какой-то такой проблемой и ее исправить.
А если не проблемный участок? Какой-нибудь культурный уголок, например, Александровский сад?
— Можно, конечно, попробовать реализовать проект и там. Но в Александровском парке и так все классно, а мне бы хотелось попробовать написать музыку не для такого места, где все красиво, а там, где есть какая-то сложность. В принципе, все устройство можно ведь демонтировать и перенести. Даже в этот же парк. Но, полагаю, там это будет лишнее.
То есть с помощью музыки можно воспринимать окружающую реальность иначе?
— Не только с помощью музыки, а вообще с помощью искусства. С его помощью можно менять отношение людей к городу, выстраивать коммуникации между человеком и чем-то еще. Думаю, с музыкой это также вполне возможно.
А есть какая-то конкретная цель и задачи проекта?
— Имеется ввиду, кроме моих внутренних амбиций? Ну, если отсечь амбиции, то цель именно такая: попытаться с помощью звучания изменить среду. Я помню, как в детстве проходил по площади Лепсе, и каждый день в полдень там играла какая-то простая мелодия. Благодаря ей, сразу все меняется. Вот вроде бы площадь там ужасная, грязная, а звучит музыка – и все преображается.
В условиях современного Кирова какая музыка нужна людям? Воспринимают ли люди твою музыку?
— В Кирове тяжело быть музыкантом. Если говорить о том, чтобы жить, занимаясь только музыкой, то это тяжело. Но, с другой стороны, очень интересно! Не нужно думать о том, что вот в России трудно жить, а тут я еще сочиняю какую-то музыку. Я перестал об этом думать. Не надо постоянно находиться в размышлениях, нужно людям это или не нужно. Надо просто делать то, что ты любишь, то, что у тебя получается. А люди сами решат, что им нужно, а что нет. Сказать, насколько моя музыка нужна, мне тоже тяжело. Я не знаю свою аудиторию. Знаю, что у меня в группе «ВКонтакте» полторы тысячи человек. Но о чем может говорить эта цифра – я не знаю. Я и моя команда проверим это на концерте, который состоится на большой площадке в «Gaudi Hall» 20 июня. Это здание может вместить более одной тысячи человек. Раньше мы устраивали концерты в относительно небольших помещениях, где немного места, из-за чего зрителям было некомфортно. Теперь нам интересно, что получится.
Что еще нового и интересного стоит ожидать зрителям на концерте «Illuminated Faces», кроме того, что это будет большой зал, а ты исполнишь вокальную партию?
— Так как раньше у меня не было песен, то вокал для меня уже необычно. Можно сказать, это будет дебют. У меня были попытки петь, но это было не в Кирове. Для меня это важно, необычно и очень волнительно. Я очень переживаю, потому что вокальные данные у меня не как у артиста уровня Земфиры. На концерте будут песни из будущего четвертого альбома, который, возможно, выйдет осенью. Кроме того, у нас будет некое театральное шоу. Я давно работаю в театре, знаю, как это можно организовать. К тому же, сделаем видеоряд. То есть будет не просто музыка, а еще и визуальное сопровождение. И потом, у меня будет новая рубашка – это тоже немаловажно. Самое главное, когда выходишь на сцену — внешний вид, важно, чтобы на тебя смотрели (смеется). Собственно говоря, для этого мы все и делаем. Ради зрителя.
Какими особенностями отличается третий альбом «Our Friendship Never Dies» от предыдущих?
— Там просто новый материал. Я не знаю, чем отличается, может и ничем. Принципиально для меня там есть технический момент, который мы доводим для оттачивания. Я это делаю не один, а со своим другом Сергеем Бызовым, который является нашим звукорежиссёром. Он многим помог в сведении альбома. Это отчасти коллективный труд, что также немаловажно.
Недавно ты завершил работу над написанием музыки для спектакля с Алисой Гребенщиковой. В чем состояли особенности этой работы? О чем этот спектакль?
— Спектакль написан по рассказам Сергея Козлова, автора известного всем «Ежика в тумане». Это была идея самой Алисы Гребенщиковой. Она пришла в театр «Практика». Продюсер нашел режиссера, режиссер нашел меня, и мы как-то командой собрались. Работа была довольно сложной, потому что я много писал музыки для театров, но это были взрослые спектакли. А тут детский. Нужно было написать такую музыку, которая бы подходила детям, не напугала их. Премьера спектакля состоялась 1 июня. Думаю, у меня получилось решить поставленную задачу.
Какие планы у Романа Цепелева и у «Illuminated Faces» на ближайшее будущее?
— Первоочередной задачей сейчас является организовать и провести концерт в Кирове, затем в Москве. Кроме того, осенью мы, возможно, выпускаем новый альбом, необходимо сделать его презентацию. Давно уже думаю над идеей создания видеоклипа, но пока для этого нет возможностей: необходимы средства, хороший режиссер. Надеюсь, когда-нибудь получится сделать и клип.
К тому же, я ведь продолжаю работать в театре. Знаете, театр – это очень хорошая штука. Театр может воздействовать на зрителя, дотрагиваясь до струн его души таким образом, что человек получает для себя что-то новое.
А в целом по жизни у меня очень большие амбиции и планы. Несмотря на довольно большую географию моей деятельности, неплохо бы получить каких-то мировых результатов и успехов. Главное держать перед собой цель и не останавливаться, а стремиться к ее достижению.
Фото: Денис Будилов, Ольга Вирич