Интернет-портал «Город Киров.RU» посмотрел на жизнь людей, вставших на путь исправления
23 июля 2014. Центр для БОМЖей в Кирове. В народе его называют просто: центр «Бомж», но он совсем не выглядит пристанищем для таких людей. Клумбы с цветами, дорожки из щебня, и вообще вся атмосфера напоминает старый санаторий, который находится неподалеку от строящихся высоток в Вересниках. Внутри здания расположено множество комнат, схожих с помещениями в общежитии: несколько железных кроватей, а на стенах обои (подарок от спонсоров) с цветами и даже гномиками.
Владимир Змеев, директор КОГКУ СО «Кировский комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определённого места жительства и занятий»:
— К нам попадают люди, оказавшиеся в непростой жизненной ситуации, они могут быть лишены жилья по разным причинам или имеют его, но не могут там проживать, к примеру, потому что его забрали обманным путем или оно вообще непригодно для проживания. Мы помогаем им тем, что предоставляем ночлег, а затем уже некоторых отправляем в дома-интернаты, если это пенсионеры или инвалиды, а некоторых - в геронтологические центры. Трудоспособным гражданам мы помогаем восстановить все документы и стараемся их трудоустроить.
Некоторые живут в стенах центра не один год, причем, интегрировать таких людей в общество удается не всегда: либо им нравится вести асоциальный образ жизни, либо они вовсе не способны работать или не могут «завязать» с употреблением спиртного, которое в центре запрещено.
Владимир Змеев:
— Мы требуем соблюдения элементарных правил гигиены, правил поведения, что не всегда устраивает некоторых лиц. Тем не менее, кому-то удается устроиться в жизни. Однажды помогли инвалиду из Мурманска, за ним приехала его семья. А он уже думал, что никому не нужен без ног. Очень трогательным был момент встречи.
В жизни учреждения случались и трагические моменты из-за нежелания «жильцов» вести себя в соответствии с правилами.
Владимир Змеев:
— К сожалению, доходит и до несчастий. Один наш сотрудник был убит из-за замечания, сказанного в адрес бывшего детдомовца. Ну, привык он держаться «зверьком» в обществе. Сотрудник попросил мужчину не выражаться и вести себя спокойно, что было с негативом воспринято со стороны последнего. Позже он вышел из своей комнаты и из-за угла ударил сотрудника несколько раз ножом, один удар оказался смертельным. А сотрудник был замечательным человеком, душой компании. Тем не менее, его жена до сих пор продолжает работать в центре. Виновного посадили на 10,5 лет.
Однако, говорить о том, что за стенами живут только злоупотребляющие алкоголь, не стоит. Порой на соседней койке может находиться человек из обеспеченной семьи, но потерявший в один момент и близких, и дом. Нередко там оказываются дети, лишенные родителей, но не привыкшие чего-либо добиваться в жизни, и такие случаи происходят часто. Попадают даже служители органов правопорядка, госслужащие из области и жители других регионов – помощь оказывают всем.
В центре я познакомилась с братом и сестрой, которые по данным учреждения, выросли БОМЖами. С детства ими никто не занимался, так что теперь им поставлен диагноз «педагогическая запущенность».
Владимир Змеев:
— Они практически маугли, даже по лицу заметно, что они не умеют ухаживать за собой. Им сейчас лет по 30, мы никуда их не можем пристроить, они не уживаются в других центрах.
Сперва девушка разревелась, испугавшись такого внимания, а затем рассказала о жизни в центре: в основном, они читают, прибираются и гуляют. О трудоустройстве в их случае не стоило и говорить.
Есть в центре и комната, где проживают инвалиды. Один из таких не имеет одной руки и ноги, а хуже всего не помнит своего имени, тем не менее, сотрудники помогают установить его личность. Живут и вполне работоспособные люди, которые потеряли дом при пожаре, или оказались без жилья из-за воров.
Валентина (ее называют матерью Терезой из-за желания помочь тем, кто самостоятельно не может ухаживать за собой) потеряла все в один момент:
— Было все и не стало ничего. Я работала, не стало здоровья, когда вернулась из больницы, оказалось, что дом разворовали такие же люди, у которых ничего не было. Очень много нужно денег было все восстанавливать. А помогаю я потому, что не у всех есть руки и ноги, чтобы надевать те же памперсы, что делать…
В центре очень много икон: и в комнатах жильцов, и в кабинете директора. Отчасти это потому, что помощь учреждению оказывает Вятская Епархия, отчасти в веру в лучшее, которой живут сотрудники.
Владимир Змеев:
— Здесь работают или работники органов внутренних дел, или те люди, которые изначально пришли сюда работать. Мы с Владимиром Викторовичем (заместитель директора), проработав в органах, понимаем, что у таких структур ни одного дня не проходит без того, чтобы не принести людям беду или не вытащить из беды, таков уж род деятельности. У нас нет брезгливости к таким людям, как это часто чувствуют другие. Знаем о судьбе практически каждого, кроме тех, что работают.
Бездомных в центр или привозят, или находят сами сотрудники. Информацию оставляют через буклеты на вокзалах и в других местах их пребывания. Особенно много посетителей в центре зимой, и очень часто они приходят с обморожениями, а попасть таким людям в больницу на лечение без документов очень тяжело. Сейчас некоторые койки пустуют, а в некоторых комнатах «своими силами» и с помощью «благотворилей» проводят ремонты, чтобы создать нормальные условия для пребывания. Несмотря на сложности работы и низкую зарплату, в центре на условия не жалуются, как подчеркивают сотрудники, они стараются «сделать город чище».