Рейтинг@Mail.ru
Новостной портал "Город Киров"
Срочно !

В отношении бывшего главы администрации Ильи Шульгина возбуждено уголовное дело

29 октября, Киров 0.1°
Курс ЦБ
Общество Добавить в закладки

Абстрактный экспрессионизм: живопись без образов и композиции

Абстрактный экспрессионизм: живопись без образов и композиции
Фотография автора
Автор: Редакция

Абстрактный экспрессионизм стал первым исконно американским направлением авангарда

Он впитал в себя традиционную для США тягу к монументальности и свободе самовыражения, а также сумел найти новые философские основания для зародившейся в Европе антифигуративной живописи. Достижения художников этого направления высоко ценятся на арт-рынке: до недавнего времени картины в стиле абстрактного экспрессионизма были самыми дорогими в истории мирового искусства.

Становление абстрактного экспрессионизма

Сам термин «абстрактный экспрессионизм» еще в 1919 году появился в немецкой периодике, но так и не получил широкого распространения. В его нынешнем значении понятие употребляется с 1946 года после выхода статьи Роберта Коатса в «New Yorker» о выставке в галерее Мортимера Брандта. Среди специалистов до сих пор нет единого мнения по поводу источников формирования традиции абстрактного экспрессионизма. Вполне отчетливо прослеживается связь между каноном нового направления и эстетикой антифигуративной живописи баухауза, синтетического кубизма и футуризма. У европейцев американцы позаимствовали отторжение формы и отказ от композиции. На формирование стиля абстрактного экспрессионизма также повлияли достижения сюрреалистов. На базе их техники спонтанного рисования Джексон Поллок разработал свой метод капельной живописи. Примечательно, что сюрреализм повлиял не только на практику, но и на теорию абстрактного экспрессионизма. Известно, что с идеей зависимости пространства возможностей от зрителя, описанной в журнале DYN Вольфгангом Пааленом, были знакомы Джексон Поллок, Марк Ротко, Марта Грэм и другие представители движения.

Для понимания мотивов художников, работавших в стиле абстрактного экспрессионизма, важно также учитывать социально-политическую ситуацию в США 1930-х годов. Великая депрессия способствовала формированию интереса общественности к образу «подлинной Америки». К таким себе «старым добрым временам» до экономического кризиса. Этот запрос породил такие течения в американской живописи, как риджионализм и социальный реализм. Некоторое время эти течения претендовали на роль подлинного американского изобразительного искусства, что вызвало возмущение среди художников новой генерации. Стремясь преодолеть провинциализм в культуре и параллельно создать аутентичное авангардистское искусство, мастера начали эксперименты с новыми техниками.


Интерес к абстрактному экспрессионизму также стимулировала господствующая в послевоенное время цензура. Антифигуративная живопись не подпадала под ограничения и позволяла мастерам удовлетворять свое стремление к свободе творчества.
Среди предтеч абстрактного экспрессионизма стоит упомянуть Аршиль Горки и Ганса Гофмана. Первый использовал жидкую краску и тонкие линии для создания биоморфных форм на холсте, а второй – динамичные и текстурные мазки, оставаясь при этом верен представлениям классической традиции о композиции. В 40-х годах происходит несколько важных событий, с которых началось формирование канона абстрактного экспрессионизма. В 1947 году Джексон Поллок изобретает капельный метод живописи (сам он его называл льющейся техникой). Художник буквально разбрызгивал эмалевую краску по поверхности полотен большого размера, расположенных на полу мастерской. Поллок сочетал в творческом процессе управляемые движения с импровизацией и автоматизмом. Новая техника не изображала видимый мир, а способствовала отражению внутренних, спонтанных переживаний самого мастера. Творческий акт местами был скорее похож на сеанс психической импровизации, осуществлявшейся по своей внутренней логике. Наблюдавший однажды процесс создания картины со стороны студент-фотограф Ханс Намут рассказывал, что Поллок работал без остановок, полностью отключившись от всех посторонних звуков и раздражителей.

В 1948 году Виллем де Кунинг, использовавший агрессивный стиль для создания иконических фигуративных картин, проводит выставку своих работ и получает признание. Приблизительно в это же время Марк Ротко представляет публике свою «живопись цветового поля». Отправной точкой для абстрактного экспрессионизма стал бойкот выставки современного искусства в Музее Метрополитен. Группу несогласных художников, окрещенную журналистами Life «Раздраженными», объединяли общие взгляды на то, каким должен быть американский авангард. В течение последующих лет направление обрело всеобщее признание и стало одним из самых прогрессивных и актуальных культурных движений своего времени. Некоторые искусствоведы считают, что именно благодаря абстрактному экспрессионизму Нью-Йорк стал столицей современного искусства.


Художественные особенности

Направление объединяет мастеров, пишущих свои картины при помощи различных техник. Общим для всех остается система идей, эстетические ценности и взгляды на задачи искусства. Джексон Поллок первым начал использовать капельный метод, благодаря которому на полотнах появляются нефигуративные совокупности линий, мазков и пятен, заполняющих пространство картины бесформенными образами. Представители «живописи цветового поля» также отказались от формы, но вместо линий и цветовых пятен они использовали сочетания цветов на полотне. Все работы этого направления объединяет отказ от воспроизведения образов видимого мира и стремление к выражению личного эмоционального переживания автора. Художники стремились впечатлить зрителя и погрузить его в пространство произведения. Этим объясняется большой размер полотен, которые сами авторы нередко выставляли таким образом, чтобы создать вокруг наблюдателя цельное пространство. В качестве художественных материалов использовались различные краски. К примеру, Джексон Поллок для своей знаменитой работы «Номер 5,1948» разработал особый состав эмалевых красок.

Самые известные картины

1. «Номер 5,1948» (Джексон Поллок). С 2006 по 2011 год картина была самой дорогой в мире (140 млн долларов). Размеры полотна действительно впечатляют: 243,8 х 121,9 см. При создании картины Поллок применил принципы абстрактного экспрессионизма и к художественным материалам, подбирая цвета красок согласно спонтанным эмоциональным позывам. Отмечая внутренний динамизм картины, искусствовед Гарольд Розенберг назвал ее «живопись действия». Это название позже стало нарицательным для творчества художников, использовавших схожую технику.
2. «Женщина III» (Виллем де Кунинг). Картина нидерландского художника отличается от других произведений абстрактного экспрессионизма наличием конкретных, хорошо различимых форм. Некоторое время полотно хранилось в Тегеранском музее современного искусства, но после исламской революции его пришлось транспортировать в более безопасное место. В 2006 году картина была продана Стивену Коэну за 137,5 млн долларов.
3. «Оранжевый, красный, желтый» (Марк Ротко). Одна из самых дорогих картин, принадлежащих к т. н. «живописи цветового поля». Автор полотна стремился изобразить эмоции, полностью отказавшись при этом от фигурных элементов. Сам художник, рассказывая о своих работах, говорил: «если вас трогают только цветовые сочетания, вы упускаете суть». В 2012 году работа была продана на аукционе «Кристис» за 86,8 млн долларов.
4. «1949-А-№1» (Клиффорд Стилл). Картина кисти художника, писавшего, также как и Ротко, живопись цветового поля. В 2011 году она была продана за 61,7 млн долларов на аукционе «Сотбис». Власти Денвера пошли на такой шаг для того, чтобы закончить музей имени Стилла. Высокая стоимость картины объясняется тем, что произведения художника вряд ли будут когда-то выставляться на торгах. Средства, вырученные от продажи полотна, поступили на счет музея Стилла.
5. «Onement VI» (Барнетт Ньюман). Полотно относится к группе «картин-молний». На синем фоне изображена вертикальная белая полоса. Работы мастера в этом стиле не раз подвергались шквалу критики из-за предельной простоты исполнения. Несмотря на это на торгах аукциона «Сотбис» в 2013 году «Onement VI» была продана за 43,8 млн долларов.

Абстрактный экспрессионизм в украинском искусстве

С абстрактным экспрессионизмом украинские художники имели возможность познакомиться в советские времена благодаря пропагандистским журналам, порицающим искусство «загнивающего запада». К сожалению, ни социально-политическая обстановка, ни эстетические идеалы 40-50-х годов не способствовали популяризации идей нового направления в украинском искусстве. Ситуация изменилась уже после провозглашения Независимости, когда отечественные художники сумели познакомиться поближе с творчеством мастеров авангардных направлений. В современном изобразительном искусстве Украины техники абстрактного экспрессионизма используются либо в чистом виде, либо в сочетание с приемами других направлений абстрактной живописи.

Евгений Ткаченко

В работах мастера ощущается сильное влияние живописи Джексона Поллока, но творчество Ткаченко не сводиться к простому подражанию. Отказываясь от формы и следуя принципу импровизации, художник использует масляные краски и пастозную технику. Несмотря на отсутствие каких-либо четких очертаний объектов полотна Ткаченко увлекает зрителя своим содержанием. Исчезновение традиционной композиции в подвижном хаосе линий, мазков и пятен сопровождается потрясающими колористическими сочетаниями, способными вызывать сложный комплекс глубоких переживаний.

Сергей Ковалев

Техники абстрактного экспрессионизма художник использует при написании городских пейзажей. Такое неожиданное сочетание дает возможность Ковалеву оживить традиционные архитектурные ландшафты и наполнить пространство каменных городов живыми эмоциями. Похоже, что при исполнении мельчайших деталей художник отключает логику и освобождает спонтанность. Образы на полотнах Ковалева поражают зрителя своей сложностью и глубиной проработки. Свое творчество мастер считает своеобразным размышлением о человеке и среде его обитания.

Екатерина Кулиш

Художница отдает предпочтение абстрактной живописи. В ее творчестве ощущается влияние абстрактного экспрессионизма, абстракционизма и модернизма. Спонтанность и импровизация помогают художнице задать ритмику произведения и наполнить пространство широкими мазками, обозначающими протяжность материи. Колористическая гамма произведений Кулиш усиливает впечатление от образов и помогает обозначить их взаимоотношения в художественном измерении.

В онлайн-галерее KyivGallery вы можете приобрести картины в стиле абстрактного экспрессионизма кисти украинских художников. Каждое полотно является оригинальным произведением искусства, достойным внимания ценителей прекрасного. Наш специалист с удовольствием ответит на все ваши вопросы и расскажет о художественных особенностях понравившейся картины. 

Комментарии:

Вы будете первым, кто оставит комментарий.

Читайте также

Новости партнеров