Рейтинг@Mail.ru
Новостной портал "Город Киров"
Срочно !

С 12 мая в Кировской области откроются непродовольственные магазины

31 мая, Киров 10.1°
Курс ЦБ 70.75 78.55
Общество Добавить в закладки

Без сбоев, как часы

Без сбоев, как часы
Фотография автора
Автор: Редакция

Организация лечебного питания в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания – бизнес непростой. Он требует неукоснительного выполнения многих условий, предъявляемых государством к участникам этого рынка. Однако при правильной организации и грамотном подходе к делу и этот бизнес может быть по-настоящему эффективным.

О том, как накормить пациентов качественной едой, избавить сотрудников больниц и социальных учреждений от выполнения несвойственной им работы, а также об экономии бюджетных средств и изнанке организации «больничного» питания «Бизнес Новостям» рассказал Сергей Огородников - руководитель и один из совладельцев группы компании «Роспитание».

«НЕПРОФИЛЬНЫЕ» СИЛЫ

Сергей Александрович, кто стоял у истоков создания группы компаний «Роспитание»?

Основателем по праву считается Геннадий Яковенко. Десять лет назад, имея успешный опыт предпринимательской деятельности в сфере торговли продуктами питания и организации работы кафе и столовых, Геннадий Викторович приобрёл компанию «Столовая № 1». Пройдя через все предусмотренные законом конкурсные процедуры, в 2010 году он начал сотрудничать с Областной клинической больницей в вопросах организации лечебного питания на принципах аутсорсинга. Собственно, с этого момента и ведёт свой отсчёт история группа компаний «Роспитание».

 


Почему в то время возникла необходимость передачи непрофильных для учреждений здравоохранения и социального обслуживания услуг на аутсорсинг?

Еще каких-то 10 лет назад в таких учреждениях сохранялась архаичная модель организации лечебного питания, оставшаяся с советских времен. Например, в областной больнице существовал собственный комбинат питания с огромным штатом сотрудников и целым ворохом проблем. Каждое утро больничная машина ехала на базу за продуктами. Их перевозили, загружали, выгружали, мыли, чистили, строгали, готовили и раздавали пациентам. Повара, буфетчицы, мойщицы посуды, грузчики и водители – все они числились в штате, но не имели никакого отношения к лечебному процессу. При этом больнице необходимо было ремонтировать пищеблоки, приобретать инвентарь, посуду. Это немалые средства, которых у учреждения и без того катастрофически не хватало. Именно поэтому в то время пищеблоки в наших больницах часто находились в ненормативном состоянии, вентиляция отсутствовала, оборудование было изношено…

Как я понимаю, государственные учреждения при проведении закупок обязаны делать это на конкурсной основе. В то время лечебные учреждения самостоятельно проводили все необходимые конкурсные процедуры?

Лечебные учреждения были вынуждены самостоятельно проводить отдельные аукционы, причем по каждому виду продукции на овощи, мясо, рыбу и так далее. Все это отнимало массу времени, требовало привлечения специалистов по составлению конкурсной документации и организации аукционов и торгов. Кроме того, самостоятельно контролировать поставщиков больницам было очень тяжело. Думаю, именно поэтому в те годы происходило немало случаев, когда недобросовестные поставщики снабжали лечебные учреждения, мягко говоря, некачественной продукцией. И разбираться с такими подрядчиками также приходилось руководству больницы.

Одним словом, организация питания в лечебных учреждениях требовала от руководителей и персонала так много сил и средств, что, к сожалению, далеко не всегда получалось оказать эту услугу по-настоящему качественно. Между тем питание в больнице всегда являлось частью лечебного процесса, и поэтому оно должно соответствовать всем требованиям! Все более очевидным становился тот факт, что в первую очередь любая больница все-таки должна заниматься лечебным процессом.

ОПЫТ ПЕРВЫЙ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ

Сергей Александрович, вернёмся к истории группы компаний «Роспитание»… Вы сказали, что в 2010 году Областная клиническая больница решилась на смелый эксперимент провести все необходимые конкурсные процедуры и передать организацию питания частной компании, которая поставляла бы в стационар уже готовые блюда...

Да, совершенно верно. И при том, эта компания полностью должна была отвечать за состояние пищеблока, нести расходы, связанные с его ремонтом и оборудованием и, самое главное, взять на себя ответственность за то, чтобы лечебное питание было по-настоящему качественным и соответствовало бы всем предъявляемым к нему требованиям.

На старте эксперимента, наверное, у многих были сомнения в его успехе?

Сомнения действительно были. Первый контракт с компанией «Столовая № 1» был заключен всего на три месяца. На случай возможной неудачи в больнице были готовы вернуться к прежней системе работы. Но опасения оказались напрасными. С переходом на новые принципы работы в организации питания больница сразу же сэкономила несколько миллионов рублей. После сокращения собственного пищеблока высвободились немалые средства, которые ранее направлялись на обеспечение его работы и содержание штата сотрудников. Заметно улучшилось и качество питания. Для «Столовой № 1» это был первый настоящий успех…

«По сути, мы полностью взяли на себя все заботы, ранее лежавшие на руководстве лечебных и социальных учреждений: начиная с мониторинга поставщиков и размещения тендеров на поставку продуктов питания и заканчивая доставкой готовых блюд непосредственно в учреждения».

Насколько я знаю, одним из первых, кто пришел к выводу о том, что содержать собственные пищеблоки в лечебных учреждениях крайне невыгодно, был главный врач Слободской центральной районной больницы.

Подсчитав затраты на содержание и ремонт пищеблока, на зарплату персоналу, на время, которое неэффективно тратилось на организацию и проведение аукционов и последующие выяснения отношений с поставщиками, руководитель районной больницы в Слободском принял решение о переходе на новый формат организации питания своих пациентов. Хотя поначалу сомнения, конечно, были и у него. В то время он много раз без предупреждения, неожиданно приезжал на пищеблок, чтобы лично проконтролировать процесс приготовления еды. Но уже через несколько месяцев, когда в больнице отметили несомненную экономическую выгоду и повышение качества питания, всё встало на свои места.

ПУТЬ К УСПЕХУ

Как вы оказались в «Роспитании»?

В 2012 году, наработав необходимый опыт и сделав однозначный вывод о том, что аутсорсинг - единственный эффективный подход к организации питания в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания, основатель группы компаний Геннадий Яковенко привлёк к участию в бизнес-проекте в качестве инвестора основателя медицинского центра «Лайт» Михаила Зыкина. К этому времени для привлечения инвестиций и оптимизации управленческих процессов Геннадием Яковенко были созданы еще две компании, специализирующиеся на производстве лечебного питания и диетических пищевых продуктов, – ООО «Технология диетического питания» и ООО «Здоровое Питание». В последней в 2012 году я начал работать заместителем директора. Начинал с организации контроля за работой пищеблоков. Постепенно круг задач расширялся, бизнес рос. И сегодня, являясь руководителем и одним из совладельцев созданной нами группы компаний «Роспитание», я благодарен судьбе за то, что все эти годы рядом со мной находились достойные, глубоко порядочные и трудолюбивые люди – мои коллеги и партнёры по нашему общему делу Геннадий Яковенко и Михаил Зыкин.

Но путь к успеху наверняка не был простым и лёгким…

Оборачиваясь назад и оценивая пройденный нами путь, понимаю, насколько сложная, но интересная задача стояла перед нами - полностью снять с руководства лечебных и социальных учреждений несвойственные им функции по организации питания. И с этой задачей мы справились, навсегда избавив главных врачей, руководителей социальных учреждений от несвойственной им работы. По сути, мы полностью взяли на себя все заботы, ранее лежавшие их на плечах: начиная с мониторинга поставщиков и размещения тендеров на поставку продуктов питания и заканчивая доставкой готовых блюд непосредственно в учреждения.

А каких конкретных результатов вам удалось добиться?

Сегодня в перечень наших заказчиков входят десятки учреждений. Ежедневно тысячи людей становятся потребителями нашей продукции. Мы арендуем тысячи квадратных метров площадей столовых, пищеблоков, буфетов. Ежегодно, принимая ответственные управленческие решения, инвестируем в производство десятки миллионов рублей. Значительные средства вкладываются нами в текущий и капитальный ремонт помещений, приобретение новой посуды и технологического оборудования холодильных камер, тестомесильных машин, котлов и т.д. За счет собственных средств оплачиваем коммунальные услуги, проводим мероприятия по охране труда, создаём достойные условия для работы наших сотрудников. Отмечу и такое важное, с моей точки зрения, обстоятельство, как наличие у нас собственного централизованного склада продуктов, доставка которых до пищеблоков осуществляется собственным транспортом. Это необходимо для того, чтобы наше предприятие работало без сбоев, как часы. На сегодня в нашем регионе именно мы в полной мере обладаем всеми необходимыми для работы на этом рынке компетенциями.

«Опасения оказались напрасными. С переходом на новые принципы работы в организации питания больница сразу же сэкономила несколько миллионов рублей».

Мы, как никто другой, знаем, как должна работать система организации питания в больницах и социальных учреждениях. И, самое главное, мы можем организовать этот процесс в полном соответствии с высокими требованиями, предъявляемыми государством к участникам этого рынка.

Здесь важно отметить то обстоятельство, что государство сознательно ограничивает круг потенциальных участников рынка по оказанию услуг в сфере обеспечения питанием больниц и социальных учреждений. Закон не допускает до участия в конкурсах на заключение государственных контрактов всех желающих. Требования, которые сегодня предъявляются к претендующим на это компаниям, четко определены законодательством. И требования эти высоки: прежде всего это высокая квалификация и большой опыт оказания этих услуг.

Насколько я знаю, сегодня ваш многолетний опыт исполнения госконтрактов востребован и за пределами Кировской области?

Это действительно так. С 2015 мы успешно работаем во Владимирской области, с 2018 года в Удмуртии, в прошлом году мы открыли филиал в Ярославле. Именно в расширении географии и привлечении заказчиков в других регионах я вижу сегодня дальнейшее развитие нашего бизнеса. Во всяком случае наработанная годами положительная репутация позволяет нам уверенно двигаться в этом направлении.

«ЛЮДЕЙ НЕ ОБМАНУТЬ»

Сергей Александрович, вы неоднократно подчеркивали, что лечебное питание в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания прежде всего должно быть качественным. За счет чего вам удаётся обеспечить высокое качество выпускаемой вами продукции?

Заключая государственный контракт на обеспечение того или иного учреждения лечебным питанием, мы арендуем пищеблок и сразу же мы приводим его в полное соответствие всем санитарным нормам, ремонтируем его и оснащаем необходимым технологическим оборудованием «под ключ». Мы прекрасно понимаем: чем выше уровень технического оснащения, тем выше качество готовых блюд. Но прежде всего высокого качества питания мы добиваемся благодаря строжайшему контролю за соблюдением технологии приготовления и всех санитарных правил, норм и гигиенических требований.

Поступают ли к вам пожелания от пациентов? И с чем они связаны?

Чаще всего люди просят разнообразить меню, добавить овощи, фрукты. Иногда жалуются на то, что в блюдах недостаточно соли, нет специй, не дают жареное… То есть жалобы касаются индивидуальных пищевых предпочтений и привычек пациентов, а реальных претензий практически нет.

Помню, однажды пожаловался дедушка: «…плохое у вас питание…» Начали разбираться. Оказалось, дедушка считал, что в больнице ему должны были давать виноград. Помню, как терпеливо мы разъясняли ему, что лечебное питание - это неотъемлемая часть лечебного процесса и оно должно помогать в выздоровлении. А виноград - это продукт, усиливающий брожение, к тому же с высоким содержанием сахара. И в лечебную диету виноград не входит ни при каких условиях.

А знаете, какой, с моей точки зрения, самый главный показатель качества питания в больнице? Не количество жалоб, а чистые тарелки! Да! Именно чистые тарелки! Ведь если люди всё съели с удовольствием, значит, им понравилось то, чем их покормили. Людей не обмануть. И если на обед им предложили что-то несъедобное, то они это просто откажутся есть. Я же, когда приезжаю в обслуживаемые нами учреждения, вижу всегда только чистые тарелки.

Ну, а если серьёзно, то в последние годы у нас прослеживается уверенная динамика к снижению количества жалоб. И всё чаще и чаще от главных врачей больниц и руководителей интернатов мы получаем не жалобы, а благодарности. Приятно, когда работу твоего коллектива высоко оценивают профессионалы. Это ли не настоящий повод для гордости? Всегда приятно видеть результаты своей работы и чувствовать себя по-настоящему нужным людям.

Беседовала Юлия Усинская

Комментарии:

Вы будете первым, кто оставит комментарий.

Читайте также

Новости партнеров