Рейтинг@Mail.ru
Новостной портал "Город Киров"
28 марта, Киров -6.0°
Курс ЦБ 92.26 99.71
Жизнь в городе

Деньги в лицо и сплетни за отказ: харассмент в маленьком Кирове

Вы подверглись харассменту на работе: что нужно делать? Приводим истории трех кировчанок, а также советы психолога

Примечание редакции: имена, и даже места работы героинь материала, изменены по их просьбам, чтобы в дальнейшем у них не было проблем на рабочих местах. Благодарим наших собеседниц за смелость и за участие в материале.

Суть термина, ставшего популярным за последние годы, тянется десятками, а то и сотнями лет. Но можно сказать, что отправной точкой стал инцидент с американским кинопродюсером Харви Вайнштейном, жертвами которого стали десятки женщин. В их числе актрисы Ума Турман, Анджелина Джоли, Эшли Джадд и многие другие.

За свои деяния 67-летний Вайнштейн получил 23 года тюрьмы. Учитывая состояние его здоровья, вряд ли он доживет до окончания срока.

Но к чему мы вообще упомянули кинопродюсера? Потому что этот инцидент дал ясно понять женщинам по всему миру одну вещь — не надо бояться рассказывать об этом. В июле 2020 года в Twitter люди из медиатусовки начали публиковать истории о харассменте на работе и об абьюзе. Под «замес» попали шеф-редактор «МБХ медиа» Сергей Простаков, экс-сотрудник «Открытой России» Руслан Гафаров, бывший журналист Сергей Миненко и программист Александр Литреев. Один схватил стажерку за ягодицу, второй набросился на 19-летнюю девушку, которую просто пустил к себе переночевать. Третьего вообще обвиняют в изнасилованиях.

К тому же, в России наконец начали пользоваться понятиями «новой этики», которая касается не только харассмента или абьюза, но и поведения в социальных сетях (оскорбления или сообщения на ночь глядя), поведения в метро или в автобусе, в общественных местах и всего прочего. О новой этике рассуждают популярные журналисты в своих видео (Ксения Собчак, например) и спрашивают об этом своих собеседников. 

Окей. Медиатусовка не побоялась и свой ход сделала. Но вот девушки и парни по всем регионам России, не связанные с СМИ и подобными структурами, переживают такое ежедневно и молчат. Что им делать? Как перестать бояться? Мы собрали три истории девушек из обычной провинции — города Кирова, которые поделились с нами своими переживаниями.

«Вам очень идет строгий костюм, весьма сексуально!»

Мы сразу хотим отметить для тех, кто напишет комментарии в духе «было бы из-за чего паниковать», или «да ну, фигня какая-то». Харассмент — понятие широкое. Даже самая простая фраза о короткой юбке, подчеркивающей сексуальность, брошенная в адрес коллеги, является харассментом. Даже скромный вопрос о том, можно ли дотронуться до тела коллеги, также является харассментом. И мы даже не говорим про физическое воздействие.

И насчет элементов одежды. Таким образом к одной из троих наших героинь «подкатывал» начальник. Ольга согласилась рассказать нам свою историю.

Ольга, работала офис-менеджером в одной из компаний:

— Я слишком вежлива и мила. И один наш замдиректора принимает это за симпатию. Но если ты начинаешь его отшивать, то он в свою очередь гадит — распускает сплетни. Либо ты с ним мило общаешься, либо у тебя нет интернета в кабинете, а технически ничего не ремонтируется. На работе он пытается реализовать себя, хотя дома весьма послушный. Сейчас пока от меня это отошло — к нам пришла новенькая девочка. Но все равно, иногда проскакивают всякие комплименты и предложения, по типу: «Вам очень идет строгий костюм, весьма сексуально. Не говорите глупостей! Просто заходите на чай! Вы самая привлекательная и сексуальная в нашем офисе». Однажды пытался воздействовать физически. После корпоратива вызвался подвезти меня и нашу коллегу. Коллега вышла из машины, а мне под каким-то предлогом сказал, что надо доехать до работы. Потом начались комплименты и даже касания. Меня спас муж, который мне позвонил в этот момент. В итоге, мужчина довез меня до дома. 

Еще один случай произошел со второй нашей героиней на работе. История небольшая, и сразу скажем, что девушка пресекла все прихоти старшего коллеги практически в зародыше. И тем не менее, история имеет право на существование.

Полина, работала в сфере общепита:

— Я как-то работала с молодым человеком, который старше меня по должности. И у нас была ночная смена. Мы завели разговор про фигуру и спорт. И тут он мне задает вопрос: «Можно ли мне тебя потрогать за задницу?». Я, конечно же, отказала. Потом выяснилось, что он таким промышляет с другой нашей коллегой, несмотря на то, что у него есть девушка. Дело у них дошло до секса. Девушка потом узнала и устроила ему разнос, в том числе, и физический.

Мистер Х, слезы и Елизавета Бём

Историю третьей героини мы вынесли в отдельный блок, как пример того, насколько один мужчина простым своим присутствием может вогнать молодую сотрудницу в дрожь и слезы. Дело даже не только в прямом отношении мужчины к нашей героине, но и в его бэкграунде. 

Спустя время, Елена поняла, что ситуацию можно назвать этим самым термином, фигурирующем в заголовке нашего материала.

Елена, работала в компании в сфере продаж:

«У нашей организации был своеобразный покровитель, который помогал бывшему директору. Лицо весьма неприятное, ростом примерно 160 см, с избыточным весом и очками. Будем называть его мистером Х. Его визиты в наш офис были цикличны, и я была далеко не первой, к кому он проявлял свою лояльность. Моя начальница его откровенно бесила. Он появлялся в организации раз в несколько лет, но потом период его физического присутствия длился несколько месяцев. Как шутили у нас в организации, в каждый из визитов он выбирал себе «жертву», к которой проявлял внимание. И однажды такой «жертвой» оказалась я. Не знаю почему. Я, как назло, сидела спиной к двери и в наушниках. Мистер Х ко мне подходит и кладет свою тяжелую руку на мое плечо. Я поворачиваюсь, а там стоит он максимально близко. Я могла дотронуться носом до его тела. И он начал расспрашивать меня о моих делах, о личном фронте и так далее... Подобные разговоры, сопровождающиеся касаниями, продолжались длительное время. Однажды я пришла в офис, а на моем столе раскиданы сушки. Как сказали коллеги, тут ранее появлялся мистер Х и раскидал сушки в качестве жеста доброй воли. 

Почему это выбивало меня на слезы? Мне рассказали, как однажды он так же пришел и выбрал себе «жертву». Он всячески пытался ее к себе склонить, хотя у него есть жена и дети. Он пытался, а она сопротивлялась. Затем просто послала его. Мистер Х пришел в ярость, швырнул ей в лицо пачку денег и поставил условие: «или ты со мной, или ты уходишь». Девушка деньги не взяла и уволилась. После этой истории мне стало не по себе. И каждый раз, когда он приходил, у меня дрожали руки и наворачивались слезы. Коллеги прекрасно понимали, что он выбрал меня, но смеялись над моей реакцией. Потому что, на тот момент, я была девушкой сверхэмоциональной, бурно реагировавшей на нечто ненормальное для меня. Все дальнейшие мои нахождения в офисе были охвачены дрожью, и мне было некомфортно. Офис отличался очень узкими коридорами, которые едва ли могли вместить двух таких, как я. А кабинет мистера Х был практически у выхода, и поэтому мои вылазки превращались в нечто шпионское. 

Но финалом сей истории стал комичный случай. Я бы никогда не подумала, что такой высокопоставленный человек мог бы себя так вести. У нас намечался корпоратив на природе. С утра мы пришли в офис со своей едой и напитками, и всю провизию мы поставили в самую холодную комнату, метр на метр площадью. Транспортировкой еды занимались я и мой коллега. И потом туда приходит мистер Х. У меня уже все сжалось в груди, тем более, пространство было маленькое. Он начинает нас спрашивать, что мы будем делать. Потом он поворачивается ко мне, убирает прядь моих волос с лица и опускает пошлую шутку по поводу художницы Елизаветы Бём и ее сокращенной подписи. Затем убирает еще одну прядь волос и спрашивает: «Хочешь, я тебе проведу индивидуальную лекцию по творчеству Елизаветы Бём?». Коллега был сильно удивлен, ну это же бред! Я ответила отказом, но дальше было все как в тумане. Как-то я выбежала из офиса, села в машину, меня очень сильно колотило. Осознание того, что до меня пытались домогаться, пришло позже».

Шесть вариантов того, что нужно помнить

Если же женщина или молодой человек столкнулись с этим на работе, то возникает вопрос — что делать дальше? Молчать и терпеть ради теплого места на работе с хорошей зарплатой, или же говорить об этом, пусть даже ценой своей карьеры?

Об этом мы поговорили с нашей бывшей коллегой и психологом Анастасией Пичугиной. По ее мнению, прежде всего, харассмент — это про ценности в обществе.

— Во-первых, вопрос ценностей в обществе. Есть тенденция, что если он выше по статусу, то он имеет право делать что-то такое, чего могут делать другие. В обществе нет понимания того, что мы все равны — хоть ты уборщица, хоть ты предприниматель или чиновник. И это большая проблема и для женщин, и для мужчин. Во-вторых — человек считает, что его поступки окажутся безнаказанными. У нас в стране не принято афишировать такие вещи. Кроме того, жертву саму могут обвинить. Если говорить про харассмент, то жертва, как правило, увольняется. Она не будет бороться за свои права. У жертвы очень уязвимое положение. С начальником не хотят спорить, если они делают что-то такое. В-третьих — это момент власти. Человеку нравится чувствовать себя властным, и человек подсаживается на это ощущение, - рассказывает Анастасия, - Но вам очень нужно заручиться поддержкой людей, которым вы доверяете. С учётом того, что в обществе часто принято обвинять жертву в действиях агрессора (слишком короткая юбка / вынудила / спровоцировала / сама виновата), то вы должны точно знать, что человек вас поддержит. Можно обратиться к психологу - в общественных организациях, к частному специалисту, чтобы понять, что вы хотите делать с этой ситуацией.

Психолог подчеркивает, что каждая ситуация индивидуальна, и точно сказать, как действовать лучше именно вам, не скажет никто. Какое бы решение вы ни приняли – у него будет своя цена. Самая главная задача – обезопасить себя, сохранить себя и своё психическое и психологическое здоровье.

Вариантов как минимум несколько:

  • Дать понять агрессору, что вы готовы за себя постоять – подключить юриста, предать дело огласке или что-то сделать, чтобы защититься;
  • Предать действия агрессора огласке – это одна из самых сильных защит, но за ней часто следует увольнение и моральное давление со стороны окружающих;
  • Попробуйте заручиться поддержкой коллег, если это возможно;
  • Изучите практику решения подобных проблем;
  • Помните, что вы не виноваты в насилии и давлении;
  • Если вы сомневаетесь в том, какое решение принять, обсудите это с психологом.

И боязно рассказывать, и некуда идти

В Кирове есть Центр помощи семье и детям, куда могут обратиться женщины, подвергшиеся насилию. В пресс-службе правительства Кировской области нам отметили, что на данный момент, женщины с такой проблемой в Центр не обращались. Но там работают психологи, и поэтому возможность обратиться для женщин есть.

Однако, это единственное специализированное место, куда могут обратиться женщины в Кирове. И в этом проблема — не существует организаций, которые кроме Центра, оказывали бы психологическую помощь жертвам харассмента и абьюза. 

Вторая проблема в том, что люди боятся об этом говорить. Даже наши собеседницы рассказывали нам истории с большой опаской, и за их смелость мы выражаем им благодарность и уважение. 

Мы провели опрос в сообществе «Город Киров.RU» по теме харассмента на работе. Тот факт, что люди боятся, подтверждает количество проголосовавших — всего 50 человек. Но будем исходить из того, что есть. Из общего количества респондентов 84% (42 человека) никогда не подвергались домогательствам на работе. Еще 14% (7 человек) признались, что такое было несколько раз. И только один человек (2%) признался, что подвергался домогательствам часто.  

Куда обратиться за помощью?

Кировский центр социальной помощи семье и детям

610017, г.Киров, ул. К. Либкнехта, 107

тел. +7 (8332) 38-18-51

тел. +7 (8332) 38-19-92

610007, г. Киров, ул. Тимирязева, 8

тел. +7 (8332) 33-22-75

факс +7 (8332) 33-23-00

Сайт: cspsid-kirov.ru

Телефон доверия Центра «Психиатрии»: 64-67-50

Телефон доверия УМВД РФ по Кировской области: 589-777

Кроме того, вы можете прочитать наш большой материал о жизни представителей ЛГБТ-сообщества в Кирове. Шесть человек рассказали о том, тяжело ли им приходится в провинции, и как на это реагируют остальные. 


Фотография автора
Автор: Редакция

Новости партнеров