Рейтинг@Mail.ru
Новостной портал "Город Киров"
16 апреля, Киров 3.5°
Курс ЦБ 94.07 99.93
Жизнь в городе

Кировский лес: предприятия не могут вывезти сырье из региона

Город Киров: Кировский лес: предприятия не могут вывезти сырье из региона
Фото: ibud.ua

Область может лишиться рабочих мест и денег. Предприниматели устраивают показательные акции

12 апреля сотрудники ГИБДД предотвратили въезд на территорию города Кирова гужевой повозки, которая везла несколько бревен. Как оказалось, это была организованная акция, с помощью которой кировчанам хотели продемонстрировать способ транспортировки, который сейчас более выгоден, чем железнодорожные перевозки.

Дело в том, что за последнее время грузовые перевозки по Горьковской железной дороге выросли в стоимости примерно на 40%, и произошло это после того, как подвижной состав был переведен в частные руки, после чего разбит на два дочерних предприятия ГЖД. Кроме того, средняя скорость транспортировки грузов, в частности леса, уменьшилась в 3 раза. Если раньше состав с лесом прибывал из Опарино в Киров, проезжая около 200 километров, за 3 суток, то сейчас этот же путь груз преодолевает за 9 дней.

Иван Малышев, член совета директоров «Березовский ЛПК»:
— К примеру, гужевая повозка расстояние в 200 километров преодолеет за 3 суток, то есть в 3 раза быстрее, чем сейчас поезд. Кроме увеличения времени следования, перевозчики еще и увеличивают стоимость перевозки. Если раньше мы оплачивали, скажем, 78 тысяч рублей за один вагон до Ростова, плюс его возвращали обратно, то сейчас с нас требуют еще 40% от всей платы, чтобы вернуть вагон. При этом, вероятнее всего, вагоны идут не пустыми, мы не знаем, что они там перевозят...

Как говорят сами предприниматели, подобного рода задержки по транспортировке и повышенные финансовые затраты постепенно вытесняют кировские лесозаготовительные компании с российского и мирового рынков.

Иван Малышев:
— Из-за повышенных расходов и транспортных задержек другим регионам невыгодно стало приобретать у нас лес. Прежние фирмы, которые с нами сотрудничали, отказываются от наших услуг. Сейчас ситуация сложилась таким образом, что на станции в Мурашах вагоны заказчика простояли около недели из-за сокращения штата на том перевалочном пункте. В итоге, вместо того, чтобы ежедневно, на протяжение недели нам загружать 4-5 вагонов, мы вынуждены за одни сутки загрузить 20 штук, что просто нереально, учитывая технические возможности техники. Нам звонят клиенты, я им объясняю ситуацию, что задержка произошла по независящим от нас причинам, тем не менее мало вероятно, что в следующий раз предприятие будет работать с нами. Кроме того, ГЖД должны ежемесячно выделять нам вагоны на транспортировку леса, но с начала апреля ни одного вагона не было направлено.

Как нам сказали в пресс-службе Кировского региона обслуживания ГЖД, ежемесячно на транспортировку леса в Кировской области отводится 400 вагонов. Но в соответствии с Программой структурной реформы железнодорожного транспорта РФ, утвержденной Правительством РФ, вагоны инвентарного парка ОАО «РЖД» в настоящий момент передаются операторам вагонного парка для формирования конкурентного рынка. Cогласно статье 11 Устава железнодорожного транспорта РФ «перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки в случае обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки». Таким образом, заявки грузоотправителей на перевозку грузов в инвентарном парке удовлетворяются только в случае наличия вагонов.  

Наталья Буторина, пресс-секретарь Кировского региона ГЖД:
— Мы задолго до реформы предупреждали лесозаготовительные предприятия о возможных проблемах, тем не менее они не приняли нас во внимание. Ежемесячно на Кировскую область выделяются 400 вагонов. Для того чтобы избежать проблем с транспортировкой, всем крупным предприятиям было предложено закупить свои вагоны. Так сделал «Уралхим», например. Лесозаготовительные предприятия же посчитали, что вагоны никуда не денутся, но, как мы видим, ситуация произошла противоположная. Мы рекомендовали всем подобным предприятиям объединиться, но они пренебрегли нашим советам.

Как выяснилось, даже в том случае, когда у предприятия свои вагоны, осуществлять железнодорожное сообщение с другими регионами далеко не просто. Дело в том, что перевозчики неохотно берутся за транспортировку небольших составов, поскольку их стоимость значительно меньше. По сути, партии составляют примерно по 30 вагонов от предприятия.

Иван Малышев:
— Мы приобрели свои вагоны, порядка 30 штук, но и это не решило всех проблем. Перевозчики иной раз просто, можно так сказать, ленятся заполнять документы, скажем, на двухмиллионную транспортировку. Нельзя сказать что это много, но и не мало в принципе. Что касается объединения, то предприятия по лесодобыче рассредоточены по всей области и объединять их в одном месте нет смысла и возможности.

Из-за проблем с транспортировкой леса, которых с каждым днем становится больше, предприятия несут ущерб, при этом страдают как рабочие, которые не получают зарплату, так и область, которая не получает прибыль от продажи леса в другие регионы.

Иван Малышев:
— Мы постепенно идем к тому, что российским потребителям будет выгоднее покупать лес у финов, нежели в Кировской области. Хотя бы потому, что это уже сейчас становится дешевле. Кроме того, транспортировка леса из других регионов и близлежащих стран занимает меньше времени. Из Бразилии покупать лес становится выгоднее, потому что расстояние в 5000 километров с двумя перевалочными базами состав пройдет быстрее и будет это стоить дешевле, чем у нас. Одним словом, Россия становится неконкурентоспособной на лесном рынке. Вскоре Москве и Санкт-Петербургу выгоднее будет закупать лес в других странах.

Если ситуация с транспортным сообщением не улучшится, то предприятия вынуждены будут пойти на крайние меры. К примеру, ОАО «МайскЛес», как сообщает Иван Малышев, планирует публично уволить около 300 рабочих со своего предприятия.

Если учитывать то, что скоро будут перекрыты областные дороги для большегрузов, транспортировка леса в области может вообще встать.
Фотография автора
Автор: Редакция

Новости партнеров