Рейтинг@Mail.ru
Новостной портал "Город Киров"
25 апреля, Киров 3.5°
Курс ЦБ 92.51 98.91
Жизнь в городе

Марлен Измайлов

Город Киров: Марлен Измайлов: «Демократия «снизу», опыт Страсбурга»

Марлен Измайлов, директор Интернет-портала «Город Киров.RU»

Пару дней назад довелось пообщаться с любопытным молодым человеком. Вернее, любопытным мне показался его вопрос, сформулированный относительно состояния дел в сфере ЖКХ, так как в беседе мы коснулись этой темы. Так вот, молодой и неискушенный в государственных делах парень сказал примерно следующее:

 - У меня дома очень холодно и нет горячей воды, хоть мне и нелегко, но плачу я за все исправно... Один мой знакомый задолжал за «коммуналку», так к нему судебные приставы приехали, начали бытовую технику выносить. Интересно, к кому из чинуш должны судебные приставы приехать , в связи с тем, что я дома в куртке хожу?

В моей квартире тоже очень холодно, а в кране, с приходом холодов по странному совпадению исчезла и горячая вода. Общее ощущение от этой ситуации можно оценить как «очень не комфортное», особенно, если учесть, что холодно не только мне, но и моему 9-месячному сыну. Конечно, конечно, вы спросите меня, а почему ты ждешь милостей от нашего стихийного ЖКХ? Установи водонагреватель, поставь конвекторы в каждой комнате и отключись от централизованной системы... Уверяю, водонагреватель я обязательно установлю, а обогреватели работают в каждой комнате, существенно увеличивая счета за электроэнергию. И я понимаю простую вещь — это не выход.

Вы не бывали в Грузии? Однажды, довольно давно, я побывал в Батуми поздней осенью. Прогуливаясь по улицам этого странного приморского городка я вдоволь налюбовался на трубы «буржуек», торчащие из форточек городских квартир, и трубы вентиляции, в более зажиточных квартирах, где установлены турецкие газовые отопители... Так выходят из положения люди, осознавшие, что ждать милостей от городских властей не стоит.

Это все к вопросу «а что, в таком случае делать?» Оказывается, есть вполне понятные и довольно простые шаги по системному исправлению всего того, что не устраивает нас в окружающей ЖКХ-действительности.

24 и 25 сентября в Кирове прошел, на мой взгляд, уникальный семинар, который не стал очень уж ярким событием в информационных лентах СМИ, но тем не менее существенно обогатил его участников важной информацией. Темой семинара Московской Школы Политических Исследований стала так называемая «низовая демократия». А главной темой обсуждения стали процессы городского самоуправления, которые позволяют учитывать мнения всех участников городской инфраструктуры и позволяют городским властям действовать гарантировано в интересах ГОРОЖАН. Разумеется, тут есть важная деталь: городские власти должны иметь НАМЕРЕНИЕ действовать в интересах горожан. Так или иначе, но львиная доля обсуждений велась на примере французского Страсбурга при участии самого вице-мэра и собственно сотрудников мэрии юридической столицы Европы.

Если кратко резюмировать обсуждавшиеся примеры действия низовой демократии, можно сказать, что направление принятия решений фундаментально отличается от принятой у нас системы. В Страсбурге создана система квартальных советов, в которых обсуждаются насущные дела и проблемы нескольких улиц. Далее сформулированные предписания попадают на общественное слушание, где, кстати, не могут присутствовать депутаты городского собрания. Мнения на слушаниях высказывают не депутаты и чиновники, а определенные «кварталами» горожане совместно с экспертами в специальных вопросах — архитекторы, инженеры, строители, дорожники, психологи, художники, педагоги... Чтобы простым людям было проще разобраться в сложных структурных и специализированных вопросах, мэрия ежегодно издает «Справочник горожанина», где в простой форме, но очень детально, изложена важная информация о городском хозяйстве и его особенностях.

После общественных слушаний комплекс вопросов и задач поступает в городской совет, где избранные депутаты определяют способы их реализации, источники финансирования и сроки исполнения. Таким образом, решения принимаются в соответствии со сформулированной горожанами повесткой, и, разумеется, по этому списку вопросов и решений депутаты отчитываются перед избирателями... В общем, все в лучших традиции Системы Управления По Результатам. 

Конечно, система изложена очень схематично и невозможно втиснуть два полновесных дня докладов и обсуждений в пару абзацев. Но мне удалось вынести из семинара хоть и очевидную, но крайне важную мысль: никто, кроме самих горожан, не может решать, каким быть городу и каким именно образом должно быть организовано городское хозяйство. Городская власть должна всегда оставаться под строгим контролем, причем не под контролем прокуратуры или другого силового надзора, а под контролем горожан. Под строгим, въедливым и весьма критичным контролем.

В противном случае, мы обречены иметь то, что имеем. Депутатов городской думы, которые забывают о своих избирателях на следующий день после подсчета голосов, и исполнительный орган, который озабочен лишь юридической безопасностью своей затяжной и систематической НЕУСПЕВАЕМОСТИ.





Фотография автора
Автор: Редакция

Новости партнеров