Переход школ на 12-летнее обучение: возможно ли это?
Вопрос обсудили на заседании Клуба учителей в Кирове
В кировской школе 26 состоялось заседание Клуба учителей, в котором приняли участие свыше 30 человек, в том числе директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения РФ Мария Хлопотных и референт Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Андрей Гудков. Целью мероприятия стал мозговой штурм и обсуждение вопросов, которые в перспективе будут вынесены на рабочую подгруппу «Образование» при Госсовете РФ под руководством губернатора Кировской области Игоря Васильева.
Так, участники Клуба учителей посовещались на тему возможного перехода к 12-летнему обучению в школах. Мнения, как и следовало ожидать, разделились, потому что учителя увидели в предложении как плюсы, так и минусы.
Андрей Коршунов, директор школы пгт Кильмезь:
- Увеличатся расходы на переподготовку кадров, разработку новых учебных материалов и их печать. На год задержится выход на рынок труда нового поколения. Чем люди позднее выходят на работу, тем дольше строится их карьера, тем позже они будут создавать семьи, а это коснется и демографии. Но, с другой стороны, если будет введено 12-летнее обучение, это позволит разгрузить учебную программу первых курсов в ВУЗах, так как все мы помним, что в начале обучения в университете мы изучали общеобразовательные предметы.
Также много вопросов вызывает этап, на котором нужно вводить в программу «12-ый год обучения». Это лучше сделать в начальной школе или в среднем звене? Необходимо учитывать также рост наукоемкости современного мира. Уровень и объемы знаний со временем неизбежно будут возрастать. В связи с этим нужно решать и вопросы содержания общеобразовательных программ, отметил Андрей Гудков.
Отдельно на заседании обсудили нагрузку на педагогов. Речь идет о большом объеме бумажной работы. Но, как отметили некоторые из присутствующих, в этом плане многое зависит от умения правильно распределять свое время.
Мария Хлопотных, директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения РФ:
- Структурирование документации, безусловно, нужно. Но от того, что имеет прямое отношение к уроку, электронный дневник и электронный журнал, учителю никуда не деться. Это базовые документы. Документация классного руководителя, безусловно, не может ограничиваться только тем объемом документации, который присущ педагогу, так как функционал классного руководителя шире.
А Наталья Филева, учитель истории и обществознания Лицея информационных технологий 28, заметила, что с избытком отчетности можно бороться, создав единую информационную систему:
- Я думаю, что регионализация образования позволит решить эту проблему в районах, тогда все процессы будут проходить в электронном виде и отпадет необходимость в бумажных носителях.
Члены Клуба согласились друг с другом, что запросы в школы должны поступать только из одного ведомственного канала, от учредителя. Первый заместитель председателя правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов добавил, что необходимо определить орган, в который бы отправлялись все ответы.