Вятский лес тонет на железной дороге
До полумиллиарда рублей лесозаготовители и транспортники Кировской области могли бы зарабатывать на экспорте берёзового баланса в Финляндию. Однако, переговоры о сотрудничестве, в котором заинтересованы все стороны, фактически зашли в тупик. Тариф и некоторые другие условия железнодорожных перевозок низкосортной древесины мешают местным предпринимателям активно работать на финском рынке.
В условиях резкого снижения экспортных пошлин на берёзовый баланс (примерно в 10 раз с 15 до 1,5 евро за кубометр) финский производитель целлюлозы «Stora Enso» предложил обсудить вопрос об увеличении поставок из Кировской области. Но пока вятская экономика не может получить выгоды от вступления России в ВТО. Это связано с тем, что железнодорожная транспортировка древесины до границы оказывается запретительно дорогой.
Отгружаемый вятскими лесопромышленниками баланс, доходя до границы, дорожает примерно на 30 евро за кубометр. Поэтому предприятия, расположенные в Кировской области, оказываются неконкурентоспособными по сравнению с карельскими или вологодскими коллегами. Так оценил ситуацию вице-президент ВТПП Юрий Исупов. По его мнению, как покупатели, так и продавцы низкосортной древесины не могут пойти на существенные ценовые уступки, поэтому фактически единственным ресурсом для развития взаимовыгодного сотрудничества является снижение транспортных издержек.
В ВТПП считают, что в данной ситуации могло бы помочь введение специального тарифа на перевозки низкосортной древесины из Кировской области в Финляндию. Кроме того, есть и масса других препятствий, на которые обратил внимание руководитель ряда лесопромышленных предприятий на северо-западе области Иван Малышев. В частности, железнодорожники не дают скидок на регулярные экспортные отгрузки, хотя предоставляют их при перевозках внутри России. Отдельные условия железной дороги, препятствующие продуктивному сотрудничеству вятских лесопромышленников с финнами,вообще можно отнести к разряду казусов.
Иван Малышев, предприниматель:
— На встрече я поставил и вопрос, связанный с тем, чтобы железная дорога пересмотрела вопрос о расчёте погрузочного веса берёзового баланса. Сейчас они считают, что масса одного кубометра — одна тонна триста килограммов. Но всем известно, что берёза в воде не тонет. Реально масса кубометра не выше 900 килограммов.
Читайте новoсти на ленте news.gorodkirov.ru.
Удобно для мобильных устройств
Сейчас финская компания «Stora Enso» всё-таки попытается организовать поставки из Верхнекамского района. Но объёмы покупки низкосортной лиственной древесины будут существенно ниже потенциально возможных 800 платформ в месяц.
Как ни странно, на этот раз позиция кировского региона ГЖД по отношению к перевозкам лесных грузов не настолько жёсткая, как была в прошлом году. Железнодорожники тоже заинтересованы в сотрудничестве. В том числе из-за того, что по сравнению с прошлым годом фактические отгрузки лесных грузов ниже более чем на 11%, а, если сравнивать с 2008 годом, то показатели текущего периода не дотягивают и до двух третей. Дополнительные 800 вагонов могли бы существенно улучшить показатели вятских железнодорожников.
Да и для экономики региона дополнительная сумма оборота в полмиллиарда рублей была бы не лишней. Но то, насколько удастся реализовать возможность, открывшуюся после вступления России в ВТО, зависит от бюрократических процедур в ОАО «РЖД» и федеральных ведомствах, отвечающих за формирование тарифов.
Юрий Исупов, старший вице-президент ВТПП:
— Боюсь, что вопрос о крупномасштабных поставках лиственного баланса из Кировской области на мировой рынок - вопрос не самого близкого будущего. Плюс прошедших переговоров в том, что они наглядно показали, что Кировская область - на самом деле часть мировой экономики.