Рейтинг@Mail.ru
Новостной портал "Город Киров"
16 апреля, Киров 3.5°
Курс ЦБ 93.59 99.79
Жизнь в городе

Я мечтаю, я хочу: как проходит профтестирование в кировских школах

На прошлой неделе в школах Кировской области началось масштабное профориентационное тестирование

Уникально оно, во-первых, тем, что впервые проводится по одной системе – по программе, разработанной региональным минобразования. Во-вторых, полученные результаты пригодятся не только на уровне школ, но и в учреждения среднего профобразования, а также работодателям области. Всего опрос проведут в 522 школах среди 76 тысяч детей.

Как проходит тестирование, мы узнали на примере Лицея естественных наук в Кирове.

В 33 классах лицея естественных наук (КОГОАУ ЛЕН) обучается 880 детей по двум направлениям - химико-биологическое и социально-экономическое. Столь серьезное профтестирование для лицеистов не первое – уже два года с детьми работает центр довузовской подготовки ВятГУ. Также в лицее установлена автоматизированная диагностическая система с профориентационным блоком.

Но тест министерства образования не только поможет школьникам в выборе профессии, но и будет полезен в далеко идущих целях, при организации профориентационной работы в области. Так, с помощью него в правительстве планируют организовать совместную работу областных колледжей и техникумов, общеобразовательных школ организаций по профессиональной ориентации молодежи. Также через Центр содействия трудоустройству планируется формировать государственный заказ на подготовку кадров, нужных экономике региона, и дать понимание кировским работодателям, на каких специалистов и когда, грубо говоря, они смогут рассчитывать.

Мероприятие, на котором присутствуем мы, - тестовое и проводится в этот раз для небольшой группы учеников разных возрастов. Посмотреть, что собой представляют задания, пришли их родители. Полномасштабное тестирование по программе минобразования, будут проводить в течение всего следующего месяца в разное время.

Руководит процессом заместитель директора по воспитательной работе ЛЕН, психолог, кандидат педагогических наук Ольга Русакова.

 Цель этого тестирования – помочь ребятам в своем профессиональном самоопределении. Почему с 4 класса? Потому что это младший подростковый возраст, когда ребята начинают искать себя, когда появляются какие-то мечты. Кто-то уже в этом возрасте мечтает стать доктором, кто-то – строителем, кто-то – инженером. С возрастом, в 6-7 классе эти мечты приобретают реальную основу, и тогда ребенок скажет не «я мечтаю», а «я хочу». Конечно, ни одна даже самая современная диагностика не скажет «вы должны работать только инженером, вы – только учителем». Наша с вами задача – искать себя и задавать друг другу вопросы, - обратилась она к собравшимся.

Тестирование начинается: дети открывают программу, выбирают в открывшемся окошке свой класс, после чего в нем сразу же появляются вопросы.

Программа с тестированием разделена на три возрастных группы - для учеников 4-6, 7-9 и 9 классов. В кабинете находятся ученики 4, 5, 6, 7 классов. Пока лицеисты заняты делом, Ольга Русакова объясняет, чем обусловлена возрастная разбивка:

 Опросы для разных возрастных категорий отличаются уровнем сложности, самим подбором вопросов и рекомендациями. Например, для четвероклассников рекомендации формулируются с позиции «тебе интересно, ты думаешь, ты мечтаешь». Более конкретными рекомендации будут для старшеклассников: «У вас преобладает такой-то тип мышления, такой-то темперамент». Ну и рекомендуемые профессиональные направления: «Вы себя можете искать в системах «Человек – Человек», «Человек - Художественный образ», «Человек – Техника».

Необходимость отдельного опросного материала для учащихся 9 класса вызвана тем, что к этому времени у ребенка уже сформирован первый уровень профессионального самоопределения.

 В 9 классе ребята получают аттестат о среднем общем образовании и должны решить, куда пойдут дальше учиться – в систему среднего профессионального образования либо в 10 и 11 классы. А у нас, к тому же, после 9 класса начинается углубленное изучение предметов и подготовка к ЕГЭ, - поясняет Ольга Русакова.

На заполнение опросников у детей ушло от 15 до 30 минут. Профтестирование в этот раз прошли 8 учеников. Впечатлениями от задания делятся родители лицеистов.

Татьяна Питиримова, мама ученика 4 класса:
 Видно было, что иногда сыну сложно уловить разницу между некоторыми схожими профессиями – например, ведущий и тамада. Ребенок терялся. Выбирать конкретные действия ему было проще – если ребенок спортом занимается, то он и будет соответствующие качества выбирать. У нас результат теста совпал с увлечениями и, наверное, это полезный тест, хотя на уровне 4 класса можно выявить только интересы. Ребенок ведь в таком возрасте не может определиться абсолютно.

Наталья Семакова, мама ученицы 4 класса:
 Иногда ей было сложно выбрать что-то одно, поэтому я просила ее отвечать, что ей ближе. Но я объясняла, что от ответа не зависит: ты можешь стать только врачом или только ветеринаром.

Елена Рудакова, мама ученика 6 класса:
 В таком формате в тестированиях я раньше не участвовала, но его результаты подтвердили мои наблюдения за ребёнком, я ведь примерно понимаем, что к чему ребенка есть тяга. Вопросы понравились – они понятные для детей нашего возраста.

Ольга Русакова отмечает, что на сегодняшний день результаты теста достаточно достоверны и соответствуют реальным интересам и увлечениям учеников лицея.

 Чем раньше ребенок начинает задумываться о выборе профессии, тем выше вероятность, что он не ошибется с этим выбором. А еще я, как патриот наших кировских вузов, считают, что этот тест поможет ориентировать детей на них. У нас ведь очень хорошее образование. Если раньше наши выпускники стремились уехать из региона, то сейчас картина меняется. В прошлом году 50% выпускников лицея остались в Кирове, и они очень довольны.

В начале марта представители издательства «Просвещение» планируют посетить Кировскую область, чтобы оценить результаты первого этапа тестирования, пообщаться с педагогами и ответить на вопросы о программе.

Справка: Лицей естественных наук Кирова с 2015 по 2017 годы входил в сотню лучших российских общеобразовательных организаций по биолого-географическому, социально-экономическому, химико-биологическому и физико-химическому профилям.

Фотография автора
Автор: Редакция

Новости партнеров