Рейтинг@Mail.ru
+ Добавить новость

«Я не раз сталкивался с давлением  со стороны родителей». Молодой учитель о современных учениках, отношении к ЕГЭ и зарплате 16+

Автор: Михаил Пентин

Большое анонимное интервью с учителем о современных детях, зарплате и ЕГЭ

Каждый день в социальных сетях и СМИ появляются публикации о том, что учителя постоянно провоцируют детей. 

Нынче бытует такое мнение, что учителя стали выполнять роль обслуживающего персонала, и свой бывалый статус «проводников к знаниям» они потеряли.

Еще недавно нам удалось выяснить, что в агрессии учителей виноваты сами дети, как показал опрос.

Но что об этом думают сами педагоги?

Мы взяли интервью у учителя сельской школы из соседней области, который уже несколько лет находится внутри этой «кухни». Наша редакция поговорила с собеседником о нынешнем поколении, о современной системе образования, о целесообразности ЕГЭ и немного о зарплате.

О том, почему современное поколение, вовсе не «тупые»

Давай поговорим о нынешнем поколении. Постоянно можно увидеть и услышать мнения о том, что поколение «пепси» - тупые. Ты, как человек, работающий с этим поколением, расскажи поподробнее об этом.
 
—  На самом деле, это очень ошибочное мнение, что нынешнее поколение тупее старших поколений. Есть классическое произведение - «Отцы и дети». Проблема возникала давно, и ее пытались осмыслить в XIX веке. В данном случае надо понимать, что каждое новое поколение отличается от предыдущего. Есть моменты и негативные, если смотреть на уровень начитанности. Мы видим тенденцию регресса. Уровень читающих людей сократился буквально за 30 лет в 3 раза. Это о многом говорит. Есть определенные факторы — экономическая политика и культурные факторы. Они не тупее. Они, может быть, не так прекрасно умеют владеть информацией, но они более продвинуты даже больше, чем поколение мое (собеседнику 27 лет — прим.ред). Они более раскрепощенные.

За счет чего, как думаешь?

—  За счет интернета и массовой культуры. Человека формируют несколько факторов: родители, окружающая среда, литература и интернет. Последний фактор имеет сильное влияние на современную молодежь. Они пытаются подражать тем, кто находится за экраном — блогерам, рэп-артистам. Это массовая современная культура. Это для молодежи кумиры. Надо понимать, что в Советском Союзе был культ здорового образа жизни. Это поддерживалось. Был культ начитанного человека. Сейчас все по-другому. Если говорить о конце 80-90х годов, то это культ рока. В каждом поколении есть свои нюансы и свои факторы, которые на него влияют.

Расскажи немного о своей школе, о специфике работы. Школа у тебя находится в поселке городского типа, так ведь?

—  Да.

Объясни про разницу специфик школ в поселке и в городе.

—  Понятно, что в городе школы наиболее развиты. Конечно же, лучше обстоят дела с финансированием. Мне кажется, что дети в городах агрессивнее. В сельской местности есть тоже определенная специфика. Работает она по принципу «Все всех знают». И это сдерживает детей. Плюсом, если говорить о сельской школе, то мы там видим элементы Советского Союза. Это, к примеру, педагогический состав. Учителя со старой закалкой и их воспитанники. С одной стороны, это большой плюс, но с другой — минус. Плюс в том, что хорошая советская система образования, которая по многим вопросом сильнее современной. Благодаря этому, многие школы в сельской местности держатся. Благодаря трудолюбию этих людей. Они относятся к делу серьезнее и дают систематические хорошие знания. У них все построено по определенному плану. Они умеют грамотно планировать свою работу. Что касается отрицательных моментов, то в сельских школах не хватает молодых учителей, которые смогли бы внести что-то новое. Из-за этого сельские школы будто встали. Для них инновации воспринимаются, как нечто болезненное. Привычка — дело упертое. Они не имеют должной компьютерной грамотности. Поколение меняется, а под тенденции подстраиваться надо. Некоторые преподаватели как только научились пользоваться интернетом, «забили» на работу. Почему? Они просто скачивают материалы. Для них работает принцип «я вам включаю презентацию, вы записываете». А в конце урока — проверочная.

О том, как школьники пользуются компьютером

—  Задаю им сочинение, допустим, образ Петра в поэме «Полтава». Смотрю первые десять сайтов по этому запросу. Копирую и распечатываю. Детям изначально не показываю. Потом ученики выходят к доске, читают сочинение. Распечатки вывешиваю на доске и мы начинаем играть в игру «Найди сочинение на доске». Большинство в эту игру «выигрывают». Такое бывает, что дети копируют сочинения с интернета и приносят мне на проверку.

Сколько получают молодые учителя

Раз ты начал про финансовую составляющую говорить, то давай немного тебе. Как у вас по зарплатам?

—  Плохо. Ставка учителя — это 18 часов в неделю. Это минималка, примерно 11 200 рублей. Есть еще мелочи, по типу коэффициентов. Например, 200 рублей за проверку тетрадей. У кого-то есть премии за выслугу, у кого-то за категорию, за классное руководство. Ну и набирается вот таким образом. У меня выходит примерно 14 000 рублей. По моему поселку средняя зарплата — 15 000 рублей.

А твои коллеги получают больше?

—  Зависит от того, сколько они преподают. Допустим, мой коллега вел не 18 часов в неделю, а 40. Но это тяжело. Самое оптимальное, конечно, это 18 часов. Если шестидневка, это три урока в день. Не так устаешь, выполняешь всю работу, включая заполнение журналов и подготовку. И отдых. В эмоциональном плане, это играет очень большую роль.

Тебе нравится работать учителем?

—  Если говорить о самой педагогической деятельности, то да, это интересно. Когда погружаешься в это дело и общаешься с молодежью, это круто. Они могут тебе много интересных вещей, кстати, рассказать, поделиться каким-никаким опытом. В целом, интересно преподавать свой предмет. Я постоянно культивирую свои знания. Это большой плюс. Если о минусах, то это зарплата. Местами, хромает организация учебного процесса.

А ГОСТ, по которому тебе надо учить детей? Ты с ним согласен?

—  Вопрос сложный. Я в первую очередь, сторонник советской школы. Там существовала вертикальная система отношения ученика и учителя. Когда ученик тянулся к знаниям и учителю. Теперь при нашем ГОСТе ситуация другая — горизонтальная. Сейчас это называется ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). Учитель должен сопровождать детей и максимально стараться раскрыть в каждом ученике его качества. Если кто-то прекрасно рисует, то нужно вводить задания в это русло. Учить мыслить их критически. Я это поддерживаю, но вопрос в том, реально ли это сделать? Например, класс из 25 человек, и ты один — это сложно. Тебе нужно объяснить новый материал и индивидуально поработать с каждым. Если сесть и попытаться все-таки это продумывать, домашние вечера посвящать разработке процесса, то это реально. У меня есть наметки будущих уроков, и я знаю, как можно интересно спланировать занятия. Но на это уходит время, да и много ли ты сможешь уроков подготовить. И еще, насколько тебе это надо? Мы живем в таком мире, что экономическая составляющая играет основную роль.

Почему современным детям нужен диплом, а не знания

Слышал ли ты о таком суждении, что сейчас современные ученики живут «чекпоинтами»? То есть нет цели получить знания. Есть определенные отметки. Сдать ЕГЭ — получить аттестат — получить диплом — устроиться на работу. Ты согласен с этим?
 
—  Да, полностью. Один из уроков я посвящал этому вопросу. Считаю, что с поколением нужно постоянно общаться и доносить до них важные мысли. Говорили с учениками о том, зачем они учатся в школе. Они ответили: «Чтобы получить аттестат». Спрашиваю, мол зачем. Они говорят: «Чтобы поступить в университет, потом получить диплом и идти работать». По факту, у них есть одна цель — идти работать. Как ты заметил, отсутствует слово «знания». После такого анализа я заметил, что единицы детей мотивированы именно знаниями.

Как ты это можешь объяснить?

— Это движется от экономической системы и от массовой культуры. Как я уже говорил, сейчас есть культ необразованности. Если послушать современных рэперов, то о чем они читают? Что они необразованные, пьяные и одурманенные, и это круто. Раньше были другие условия и другая эпоха, хотя проводить аналогии — бессмысленно здесь. Разные культура и менталитет. 

У меня сейчас такое воспоминание. Я сам учился больше по «чекпоинтам». Потому что такую установку мне дали родители, «мол диплом — это важно, с ним меня везде возьмут». Может это идет от родителей?

—  Если мы говорим о современном поколении, то многие дети среднего звена — это дети людей из 90х. Тогда, и в начале 2000х была такая тенденция, что нужно получить высшее образование. Тогда наличие диплома показывало якобы знания. И эта мысль существует до сих пор. Многие родители действительно дают такую установку: «Ты должен получить диплом, чтобы идти на работу». И я много раз слышал о том, что для них не важно, какой диплом ты получишь. Важна эта самая «галочка». Это ошибочное мнение. Сейчас многие уважающие себя компании и руководители берут людей не по наличию диплома. Они прекрасно понимают, что получить диплом сейчас не так и сложно. Они смотрят в первую очередь на знания, и это правильно.

Давай подведем. Раньше диплом — это знания. Сейчас — это статус?

—  Не каждый диплом сейчас может быть статусным.

Как родители «выбивают» оценки из учителей

А как родители относятся к оценкам детей?

—  О, тема очень интересная. Я неоднократно сталкивался с давлением на мою персону со стороны родителей, что нужно вывести ту или иную оценку. Я действую объективно — если выходит «3», то завышать не буду. А у родителей позиция интересная — ребенку нужен максимально хороший аттестат. Они не понимают, что оценки в аттестате никому не будут интересны. Даже при поступлении. Из-за оценок часто родители приходят разбираться. Если раньше тебе ставили «2», то это было за дело. А дома еще и родители подзатыльника дадут. А сейчас это скандал. Даже скандалят чаще из-за «троек». Потому что многие родители считают, что у ребенка должна быть строго хорошая оценка - «4» или «5». Немногий процент родителей подходят к этому вопросу адекватно. А остальные просто давят на педагогический состав.

А примеры есть?

— Ну, в моем случае это было не так остро. Была претензия, мол «у моего сына выходит тройка только по вашему предмету, и это портит всю картину». Берешь журнал и смотришь оценки — так далеко не одна «тройка». Вот таким образом они выпрашивают. Очень много бывает липовых оценок. Есть классическая система — если ученик показывает более-менее успешные результаты, то у преподавателей складывается ощущение, что это будущий медалист. Вытягивают, грубо говоря. Это было и будет. Был стимул, что медаль дает несколько баллов к ЕГЭ. А сейчас поставили рамки, что тебе дадут медаль, если ты сдашь русский язык, математику профильную на 70 баллов. Это странно, когда медалисты сдают профильную математику на 50 баллов. Подозрительно. И уходят потом не на бюджет, а на платные места. Это о многом говорит.

Об отношении к учителям

Суждение о том, что учитель нынче — обслуживающий персонал. Что думаешь об этом?

—  Наверно, в городе это происходит остро. У нас не совсем так, ибо все друг друга знают. Но если говорить об отношении детей к учителям, то да. А это идет от родителей. У них позиция такая: «Учитель должен». Слышал от пятиклассников, что я им что-то должен. Недавно выводил одной девочке оценку. Выходила чистая «тройка». Но за счет того, что она получила положительные оценки, выходила спорная. Она исправила на «4», так как коэффициент был 4.1. Я ставлю «4», а она потом приходит разбираться с классным руководителем. Спрашивала, почему не «5», я должен был поставить пять. Показал ей элементарную математику — 4.1. Или вопрос от учеников: «Почему вы нам дали сложную контрольную?» Это классика. Или вот мое любимое. Дети болеют, но несмотря на это они должны наверстывать. Потом приходят на контрольную и говорят: «А я не знал».  Сам так делал в школе. Интересно смотреть на это со взрослой стороны. Если говорить о давлении и об отношении как к обслуживающему персоналу, то да, такое есть. Проявляется в мелочах. Учитель не имеет такой серьезный статус, как раньше.

О ЕГЭ

В жизни детей настает тот самый «чекпоинт» — ЕГЭ. Почему это плохо или хорошо?

 Больше негатива, чем позитива. Уже с начальных классов учеников начинают готовить к экзаменам. У них всероссийские проверочные работы есть, по типу демо-версий ЕГЭ. Ты сам понимаешь, что это серьезный стресс для детей. С 5 класса их каждый год ожидают эти проверочные. Сейчас дети делятся на две категории: «нам ничего не надо» и «знаю, что буду сдавать». Это тоже идет от родителей. Дети ставят себя так: «Зачем мне ваш предмет, если я не буду его сдавать». Дети начинают готовиться к ЕГЭ, ходят к репетиторам — самому процветающему рынку. Репетиторы неплохо на этой проблеме зарабатывают. В школе сложно подготовить к ЕГЭ: у тебя есть материал урока, и этот материал тебе нужно перевести в русло экзаменов. Это сложно. Получается местами сжато. В целом, дети сразу же «забивают» на остальные предметы. Я сам сдавал ЕГЭ и наступил на эти же грабли. Я — человек ЕГЭ, и это сильно сказывается в дальнейшем. Элементарные вещи, которые надо бы знать, ты не знаешь. Образованность и эрудиция под большим вопросом. Такая система сильно суживает спектр. Страдают остальные предметы и ребенок не получает должного объема знаний, потому что они ему не нужны. Это большой вред.

Ты сейчас объяснил с точки зрения учебного процесса. А с точки зрения целесообразности?

—  Нецелесообразно. Ребенок выходит необразованным. Это грубо, к сожалению, но это так. С одной стороны, система имеет плюсы удобности. Тестовая форма — удобная и простая. Но она не дает того эффекта, который надо дать.

Но если не ЕГЭ, то какого формата должны быть экзамены?

—  Классическая билетная система и возвращение университетам права вводить внутренние экзамены. Мало факультетов осталось, где есть внутренний отбор.

Понимаешь, что много абитуриентов отсеются?

—  Да.

Дело в том, что нам важно показать большое количество выпускников вузов. Может быть, с этой целью и упростили порядок сдачи экзаменов?

—  Согласен. Понятно, что цифры важны. Кроме того, чем больше студентов, тем больше денег они платят за обучение. Тут все логично. Образование уже не на первом месте. Чистая коммерция.

Давай поговорим о том, как следят за сдающими экзамены. После скандала в 2013 году стало все строго. Камеры, металлоискатели. Что можешь сказать?

—  Излишнее давление на детей. Это не нужно. Вообще, сейчас варианты (КИМ — контрольные измерительные материалы) печатаются внутри аудитории. Стоят аппаратура, принтер, диск. Там ключ. Все идет по каналам и программам. Приходит отдельная рассадка. Если у детей по факту экзамен с 10 часов, то их запускают в 9:30. Им проводят инструктаж в течение получаса. И потом они еще 40 минут могут ждать, пока распечатают или привезут КИМы. Просто приходят и сидят час. Это сказывается на результатах. Плюсом, давление камер. Условия не самые лучшие, чтобы показать максимальный результат. Но с другой стороны, это хорошо решает проблему коррупции на местах, которая когда-то существовала. Вот как раз тот случай в 2013 году. Из-за этого в дальнейшем пострадали дети. Ты слышал, чтобы советские школы, не сдав экзамены, кончали с собой?
 
Я понял, к чему ты ведешь.

— Это проблема и школы, и родителей. В школах устраивают давление. Ведь руководство заинтересовано в том, чтобы дети сдали ЕГЭ как можно лучше. А педагоги открыто навязывают мысль о том, что ЕГЭ надо сдать, хоть кровь из носа. Я своим ученикам это не навязываю.

Что ждет молодежь в дальнейшем, в плане образования? Будет хуже или лучше? 

— Я думаю, что рано или поздно придут к отмене ЕГЭ, или же к здравой оптимизации. Хотя это уже частично прослеживается. Появились задания на размышление, а не только тесты. И с одной стороны, это хорошо, потому что действительно проверяются знания. Но в целом система ведет не в позитивную сторону. 

Подписывайтесь на наш паблик! | ВКонтакте Город Киров точка РУ и читайте главные новости дня

Фото: pixabay.com/ru


Обсуждения:
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий вы должны войти
или зарегистрироваться