Рейтинг@Mail.ru
Новостной портал "Город Киров"
26 апреля, Киров 10.7°
Курс ЦБ 92.13 98.71
Жизнь в городе

Алексей Малышев

город киров: алексей малышев

Алексей Малышев, редактор «Город Киров.RU»

Четыреста лет назад русские люди сделали то, что можно назвать настоящим патриотическим чудом. И не потому, что ополчение князя Пожарского разбило поляков. В нашей истории было всякое: мы били, били нас… Особенность этого события в том, что четыреста лет назад победу одержало не государство, а общество. Общество, которое уже не могло терпеть несостоятельность государства. Общество, которое однозначно заявило о своём выборе и отстояло свой выбор с оружием в руках.

Вот оно истинное проявление патриотизма: с оружием в руках всем миром за родину, скажет кто-то. Но позвольте с вами не согласиться, господа. Ведь даже в те критические годы Смутного времени люди ополчение было не целью. Оно было лишь средством. К великому сожалению, в последнее время понятие патриотизма приватизировали «ястребы». В результате военная подготовка и ксенофобия стали чуть ли не единственными признаками патриота.

Но, как оказалось, не только меня волнует эта проблема. Случайно поднятый Михаилом Курашиным вопрос о гражданском патриотизме вызвал настоящий всплеск в ленте Твиттера. Вроде бы отвлечённая тема, но среди неравнодушных людей она вызвала такой ажиотаж, что секретарь Общественной палаты Кировской области Тахир Мамедов предложил обсудить её в рамках этого института, а инициатор обсуждения написал о гражданском патриотизме большую статью. В ней есть и позитивные вещи, но не скажу, что они полностью соответствуют моему пониманию того, кто такой патриот и что такое патриотизм.

Я воспринимаю патриота в первую очередь как человека, который вкладывает свою энергию в ту землю, которую ему оставили предки, привносит что-то новое, делает её «украсно украшенной». Оглянитесь вокруг, представьте на минуту, что вас окружает не город начала XXI века с дорогами, высотными домами, памятниками, машинами и прочими благами цивилизации, а то, что увидели здесь наши предки, когда в первые пришли в этот край.

Сколько сил и трудов потребовалось десяткам поколений наших предков, чтобы превратить эти леса и болота в тот, может быть не слишком ухоженный, но всё-таки такой уютный мир, в котором мы живём сейчас. Для моего сознания эта мысль и эти образы, в своё время стали огромным потрясением. Искренняя благодарность и бесконечное уважение к предыдущим поколениям, благодаря которым мы имеем то, что имеем сейчас.

Но пережить эти чувства далеко недостаточно, чтобы считать себя патриотом. Патриотизм для меня — это в первую очередь ответственность перед следующими поколениями за то, что мы оставим им в наследство. И необязательно мыслить какими-то глобальными категориями и возвышенными образами. Чтобы быть патриотом вполне достаточно быть ответственными перед своими детьми. Достаточно просто передать им что-то большее, чем то, что мы получили от наших родителей, бабушек и дедушек.

Не сохранить, а преумножить. Именно так. Именно в преумножении наследия тот вклад, который мы можем внести в череду поколений, которые созидали на этой земле. Иначе, в чём смысл нашего сегодняшнего существования? Нас можно просто вычеркнуть из списка людей, которые жили на вятской земле. Ничего не изменится, разве что образуется небольшая складка в пространственно-временном континууме.

Патриотизм, с моей точки зрения, это и не набившая оскомину «любовь к Родине». Можно сколько угодно долго умиляться речками и берёзками. Это не патриотизм, а какая-то «патрофилия», поскольку в созерцании нет созидания. Созидания, основанного на ответственности перед прошлым и будущим.

Патриот — это и не тот, кто поднял бумажку на улице, а тот, кто построил завод по переработке мусора. Не тот, кто просто соблюдает законы, а тот, кто пишет законы, делающие жизнь в этом обществе более комфортной, такой, в которую не стыдно ввести собственных детей. Ведь именно за право жить по комфортным для них законам отдавали жизни наши предки 400 лет назад.

P.S.: Предвосхищая вопросы типа: «А что ты сам-то насозидал?» Обидно, но немного. Правда, именно осознание этого заставляет меня пытаться что-то сделать: думать, вынашивать идеи, продвигать их, ждать таких условий, когда смогу их реализовать. Прождать, конечно, можно до конца жизни. Неприятно это сознавать, но тогда я останусь только складкой в пространственно-временном континууме. Что делать, на всё воля Божья. 


Фотография автора
Автор: Редакция

Новости партнеров