Автор виртуальных памятников: «Создаю новые смыслы для Кирова»
Интервью с художником из Кирова Ольгой Исуповой о памятниках и культуре в городе
Именно Ольга Исупова реализовала проект, которому радуются и который ненавидят. Три арт-объекта за последнюю неделю появились в черте города. С виду, это обычная конструкция, похожая на те, которыми ограждают канализационные люки. Но если через специальное приложение навести камеру на табличку, расположенную на конструкции, то можно увидеть нечто.
Что это означает, и чем еще может обновиться Киров, поделилась с нами автор проектов.
Как давно занимаешься искусством?
— Если говорить о паблик-арте, это первый воплощенный мною проект. До него ещё были некоторые прототипы, которые пока живут только в моих нейросетях. Искусство - это творческая стихия, которая клокочет во мне, остро ощущаю эти моменты в одиночестве или наоборот при общении с живыми существами. Для меня это просто способ жизни, возможно, даже приспособительная реакция на социум, но не будем вдаваться в психоанализ.
Когда настал тот момент, что ты захотела что-то изменить в этом городе?
— Нельзя сказать, что я желаю что-то изменить в городе в привычном понимании слова "город" (речь не идёт о дизайне, об архитектуре или урбанизме). Я работаю больше в области сознания людей и коллективного бессознательного, что намного интереснее физической реальности. Мне хочется изменить направленность мысли людей, помочь им увидеть город по-новому. Искусство в городской среде — это исключительно напряженное взаимодействие художника и публики, может быть, именно поэтому меня привлекает паблик-арт. Здесь невозможно спрятаться за имидж институции музея, куратора или вообще за брэнд "современного искусства". Привычный диалог, который, как правило, происходит в пространстве музея или галереи, искусственно созданном и более выдуманном пространстве, нежели городская среда, - этот диалог опосредован большим количеством ярлыков и наставлений (как вы должны увидеть тот или иной объект, в каком освещении, в каких условиях, в каком символьно-текстовом пространстве - всё это заранее обдумано и решено за вас). Выставочный зал — это условный "белый куб", в котором художнику приходится учитывать его запечатанность, его абсолютный диктат, абстрактность пространства — и всё то, что происходило в музее до твоего шага.
Искусство — как преодоление шаблонов и стереотипов
— Когда же ты высказываешься в пространстве города, то играешь по другим правилам. Как художник, ты вступаешь каждый раз на terra incognita, у тебя нет никаких представлений о том, как это будет и что получится. Здесь не зритель приходит на "встречу с искусством", а искусство застаёт его врасплох, таким, какой он есть, неподготовленным и живым. Поэтому то, что я делаю и буду делать в городе — это общение и желание разорвать некоторую шаблонность традиций, стереотипные подходы к восприятию города, поиск новых маршрутов для самоидентификации, освобождение города от таких клише как "провинция", "ссылка", "застой". Я с радостью читаю комментарии, любые, негативные и позитивные - для меня это сигнал о том, что я двигаюсь к зрителю.
Три арт-объекта, установленные недавно. Расскажи про них. Самая неожиданная отдача и была ли реакция от властей?
— Проект с виртуальными памятниками включает в себя арт-критику, совмещение городского и виртуального пространств, взаимодействие с городом через экран смартфона, и работу с тем, что мы на самом деле видим (скрытое и явное) - именно поэтому, я выбрала непримечательную деревянную конструкцию. С одной стороны, она яркая (красно-белые элементы призывают обратить на себя внимание). С другой стороны, по моим наблюдениям, она попала в область слепого пятна, её не замечают, так как эта форма маркируется для восприятия как неинтересное, муниципальное. Интересно и то, что её расчищали от снега, заботились о ней, таким образом, она вжилась в город и встала на своё место.
Все те негативные комментарии, которые я прочитала, - это то, что я могла бы сказать, находясь в взвинченных чувствах, относительно объектов своей критики. Почему город обрастает чудовищами, по чьей воле на улицах я вижу надутых (кстати, кроссовки были олицетворением раздутости форм кировских памятников) бегемотоподобных существ? В этом смысле, памятники советского периода мне более эстетически приятны, так как они были созданы, исходя из классического канона греческой, римской скульптуры (позы, пропорции) и советского брутального стиля.
Зацепило что нибудь из отзывов?
Мне очень понравилось высказывание про подмену ценностей в современном мире - это самое точное замечание, и вопрос "когда же уберут этот мусор", а также предложение моего друга установить тридцать три арт-объекта) Вместо пафоса и высоких речей я предпочитаю пост-иронию и необычное чувство юмора, в этом отношении мне близок Маурицио Кателлан и Марсель Дюшан, которые по-грустному поднимают настроение.
В прошлом году ты делала проект по световому оформлению ротонды в стиле кукарского кружева. Почему не получилось довести проект до реализации?
— Почему же не получилось: я познакомилась с большим количеством людей, которые были также заинтересованы в реализации проекта, узнала, какие необходимы ресурсы для маппинга и в каком количестве. Недавно я видела отголосок этого проекта в другом замечательном мероприятии, которое финансируются из бюджета. Значит идея живет. Мой сетевой узел набирает силу и другие художники, черпая из него свои копии, только укрепляют его. Для меня важнее создавать идеи, а потом наблюдать как они живут и развиваются. Я не пытаюсь их контролировать и держать взаперти. Искренне радуюсь, когда они достигают воплощения, хоть и в таком перешитом виде.
Есть еще какие-нибудь безумные мысли, как можно навести шумиху в городе?
— Шумиха не самоцель, а следствие реализации успешной идеи, показатель её силы и актуальности для зрителя. Идеи появляются постоянно, но приходится делать отбор из-за ограниченности временного ресурса. Так выживают сильнейшие, одни идеи впитывают другие, слагаются в нечто большее, чем сумма частей. Тогда и приходит час к выуживанию их на свет.
Из серьёзных проектов, которые намечены уже на ближайшее будущее: работа с Театром на Спасской (проект уже утверждён, находится на стадии создания дополненной реальности), художественным музеем Васнецовых, проработка нового персонажа, который уже родился и двигается в сторону города).
Твое отношение к недавно появившимся памятникам, и вообще к культуре в Кирове. В чем проблема?
— Ситуацию я вижу с нескольких точек: как обыватель, как зритель, как профессионал с художественным образованием, как художник-актер. Заметь, художник и профессионал неравнозначны для меня. Самое неприятное - увидеть наш город глазами профессионала. Не хочу углубляться, слишком обширная тема — здесь и архитектура, и графический дизайн, и айдентика города. Придёт время, и я надеюсь, общими усилиями будет сделан какой-то качественный скачок в этом направлении. Сейчас мне важно высказываться, создавая поле мысли и пространство экспериментов, найти тех, кто двигается в одном потоке со мной.
Подписывайтесь на наш паблик! | ВКонтакте Город Киров точка РУ и читайте главные новости дня