Всероссийский конкурс сочинений стартовал осенью прошлого года
1 сентября 2017 года президент Владимир Путин инициировал проведение Всероссийского конкурса сочинений. Школьникам было предложено описать Россию на рубеже 2040-2050-х годов, кокой они ее видят в будущем.На предложение Владимира Путина откликнулось почти 2 млн человек. Жюри отобрало 437 тысяч работ. В итоговый сборник вошли 100 лучших сочинений.
Школьники писали именно о своей роли в будущем страны, что особенно порадовало президента на встрече с победителями.
Глава государства надеется на активное участие юных граждан в жизни России.
— В будущем, подчеркнул президент, эти ребята смогут руководить нашей страной.
Одно из лучших сочинений конкурса написал ученик 9-го класса Жуков Матвей Владиславович из Кировской области.
У истоков будущего России стоит Учитель
Школа — это мастерская, где формируется
мысль подрастающего поколения, надо крепко
держать ее в руках, если не хочешь выпустить
из рук будущее.
А. Барбюс
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и
к ученикам, он — совершенный учитель.
Л. Н. Толстой
Друг Интернет предлагает много сервисов для отправки писем в будущее. Я воспользовался одним из них и отправил себе письмо со сроком вручения 11 января 2032 года, в день моего 30-летия.
Матвей Жуков, ученик 9-го класса —
Жукову Матвею Владиславовичу,
учителю русского языка и литературы
Матвей Владиславович, здравствуй! Свершилось, наконец: я принял решение, кем хочу стать в этой жизни. Мой выбор нетипичен, несовременен, не сулит материальных благ. К сожалению, немногие люди его поймут и поддержат. После долгих раздумий и — не скрою — сомнений я решил связать свою судьбу со школой, стать хорошим учителем русского языка и литературы, не только преподавать, но и заниматься научно-исследовательской работой. Для достижения этой цели потребуется много лет. Чтобы не передумать и двигаться в нужном направлении, я написал письмо себе как обещание, как завет, как план на 15 лет вперед. Представляю, насколько интересно будет его читать и, надеюсь, радоваться совпадениям: кем я стал, где работаю и чем занимаюсь, как живу...
Локомотив времени несется вперед. Сейчас, когда ты читаешь это письмо, конечно, все поменялось, ведь каждый день нам преподносит что-то новое, а тут целых 15 лет! Сам факт развития и движения вперед наталкивает на мысль: почему все так скоротечно, почему все изменяется? Знаешь, я не могу ответить на этот вопрос. Мне кажется, важнее не то, почему все изменяется, а как изменяется, с чьей помощью...
Я очень хочу узнать, исполнилась ли твоя мечта. Стал ли ты тем, кем желал? Отлично, если все пошло по плану. Ты ведь понял, о какой мечте я говорю. Помнишь, будучи еще семиклассником, ты выбрал эту профессию? Сейчас, надеюсь, учительство стало смыслом твоей жизни.
Почему же ты захотел стать учителем? В каждой профессии есть своя тайна. Когда работаешь — накапливаешь опыт. И самое главное: если твое дело приносит тебе удовлетворение, вот тогда в полной мере и раскрывается она, эта тайна. Меня сейчас больше всего привлекает профессия учителя. Сегодня учитель — это упорный труженик, для которого школа — действительно второй дом (а иногда и первый!). Лучше всего об этой профессии сказал Виктор Сергеевич Путинцев, художник и поэт, заслуженный учитель школы РСФСР, почетный гражданин Нолинского района Кировской области:
Она седа, как дождь или как снег.
Древнее нет профессии на свете:
Учитель разум сеет на планете
С тех пор, как появился человек...
…Она обильна. Словно дождь и снег
Питает землю. Дайте только сроки —
Вольет во все плоды и зерна соки —
Вот почему всесилен человек —
Красивый. Мудрый. Яростный. Высокий.
Вот оно, счастье — трудиться на благо будущего, раскрывать в ребенке творческий потенциал, воспитывать его так, чтобы, получив аттестат зрелости, прощаясь со школой, юный гражданин больше всего на свете любил свой народ, свой край и свою Родину, чтобы твердо знал: «…Если будет Россия, значит, буду и я…» (Е. Евтушенко). Чтобы впитал в себя все необходимые ценности семьи и общества, умел учиться, был способен к организации собственной деятельности, доброжелательно относился к людям, слушал и слышал их, имел собственное мнение и мог его обосновать, потому что, как сказала министр образования О. Ю. Васильева, «сегодня у нас дети, завтра у нас народ».
Так что все же подтолкнуло меня встать на путь учительства? Раньше я думал: это мое окружение, среда, в которой я живу, влияет на меня (у меня и мама, и бабушка — учителя). Но это не совсем так. Когда мои одноклассники стали выбирать себе профессии, оказалось, что профессию учителя не выбрал никто из параллели девятых классов, кроме меня, даже те, чьи близкие — педагоги. А друзья вообще удивляются: «Матвей, зачем тебе это надо? Представь: дети не слушаются, тетради проверяешь до ночи, никакой личной жизни!»
Но перефразируем знаменитую русскую пословицу «Друг познается в беде» на «Все познается в труде». Именно так и произошло. В прошлом учебном году мне доверили провести урок в пятом классе. Это был день гимназиста — наша школьная традиция: ученики заменяют учителей, ведут уроки. Я провел урок русского языка в 5 «А». Решил взять пятиклассников, так как мне казалось, что они более благодарные и отдачи от них на уроке больше, а русский язык — мой любимый школьный предмет. И как же мне было приятно, когда ребята еще неделю бегали за мной хвостом.
Это было начало. В нынешнем году я веду кружок по подготовке к ОГЭ по русскому языку у моих одноклассников. Первое занятие запомнилось: было приятно находиться на учительском месте. Вот прозвенел звонок, и передо мной — двадцать пар любопытных глаз. Сначала было шумно, но шутливый «стук» указки привел ребят в состояние «боевой готовности». Сначала дрожал голос, руки не слушались, но минута-две — и мы «на одной волне».
А сейчас мое желание стать учителем еще более окрепло. Вот почему ты теперь учитель, Матвей Владиславович! И я думаю, нисколько об этом не жалеешь.
Наверное, тебе больше всего нравится в учительской профессии то, что в каждом ученике, побывавшем у тебя на уроке, останется твоя частичка. В самом деле, задача учителя — укрепить в ребенке веру в то, что он стоит на своем собственном (для него — правильном) пути, дать старт его способностям. Вот что главное, а уже потом благодарность детей (она, кстати, приходит к учителю часто после расставания с учеником)…
Безусловно, я бы не выбрал профессию учителя, не будь у меня наставников. Думаю, выбор мой уходит корнями в семью. Пока биологи не открыли «ген учительства», но считаю, что он все-таки есть где-то внутри каждого учителя и внутри нашей маленькой учительской династии. Родные и близкие поддерживают меня, справедливо считают, что в двух случаях человек должен принимать решение сам: выбирая профессию и спутника жизни.
Бабушка преподавала в школе русский язык и литературу. Она — заслуженный учитель школы РСФСР. Мама преподает английский язык в моей гимназии, иногда после уроков мне достается для проверки стопка ученических тетрадей. Когда я их проверяю, чувствую себя настоящим учителем. Мама часто говорит мне правду об учительской профессии, так сказать, снимает мои розовые очки и пытается открыть реальность: как все будет, когда я стану учителем. Но это меня не останавливает: морально я уже готов ко всем трудностям профессии педагога.
Я знаю, почему мама и бабушка стали учителями. У них были любимые учителя. Так и у меня есть образцы, примеры того, каким педагогом я должен стать. Это учитель начальных классов Зырянова Татьяна Николаевна и учитель русского языка и литературы Сергеева Зоя Петровна, заслуженный учитель РФ. Татьяна Николаевна заложила основы, фундамент моих знаний, без нее были бы невозможны мои достижения. Это про таких учителей написала В. Тушнова:
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
А то, что я мечтаю стать именно учителем русского языка и литературы, — заслуга Зои Петровны. Когда я сижу на ее уроках, вспоминаю поэтические строки Николая Гумилева, посвященные его учителю И. Ф. Анненскому:
Десяток фраз, пленительных и странных,
Как бы случайно уроня,
Он вбрасывал в пространства безымянных
Мечтаний — слабого меня.
О, в сумрак отступающие вещи,
И еле слышные духи,
И этот голос, нежный и зловещий,
Уже читающий стихи.
В них плакала какая-то обида,
Звенела медь, и шла гроза…
И я хочу так же «вбрасывать в пространство» поэтических грез своих будущих учеников.
Учить детей учиться — значит работать увлеченно, современно: беречь их, понимать, прощать. Любить и знать свое дело, пользоваться заслуженным уважением учеников и родителей. Для государства учитель — порядочный и образованный человек, хранитель культурных ценностей, просветитель и активный участник общественной жизни, понимающий свою роль и исполняющий свой трудовой и гражданский долг. Учитель — «инженер человеческих душ» — воспитывает учеников, развивает способности одаренных до уровня талантливости, а, как сказал Президент РФ В. В. Путин, «талантливая молодежь — надежная опора России».
Для настоящего учителя его работа — призвание, служение, сам смысл жизни, поэтому он, Учитель, стоит у истоков будущего своей страны — своей России. И я хочу творить это будущее!
11 ноября 2017 года