Международный русский: как Киров рассказывает о языке другим странам
На прошлой неделе в ВятГУ прошел эдьютон «Современные технологии обучения русскому языку как иностранному»
Эдьютон – это продвинутый методический семинар по обучению русскому языку как иностранному. Он состоял из трёх частей: 1 – образовательной в формате лекций-презентаций и вебинаров, 2 – методической в формате Skillsharingsessions (обмена опытом в области образовательных технологий), 3 – проектной: преподаватели в форме игровых стратсессий пытались решить педагогические и методические проблемы, с которыми они сталкиваются каждый день на практике.
Такие форматы ещё не стали массовыми, но ВятГУ надеется, что в скором времени эдьютон будет востребован ещё больше.
Эдьютон состоялся при финансовой поддержке Министерства образования и науки России и собрал в Кирове преподавателей из Москвы, Омска, Оренбурга, Воронежа, Ростова-на-Дону и других городов. Около 300 специалистов из 11 стран мира – Англии, Канады, Германии, Китая, Индии, Ливана, Сербии, Австралии, Монголии, Таджикистана, России – смотрели трансляцию мероприятия.
Лекторы из из ведущих вузов, таких как Оксфорд и МГУ, делились опытом.
Организаторы подготовили для гостей образовательные лекции-презентации, методические сессии и педагогический марафон. Те, кому повезло приехать в Киров, получили не только новые знания о профессии, но и побывали в Вятском художественном музее им. В. М. и А. М. Васнецовых, где для них провели экскурсию по исторической части города.
Организаторы рассказали, что главных цели у эдьютона две: первая – совершенствование педагогического мастерства преподавателей, обучающих иностранцев, вторая – создание среды, в которой преподаватель смог бы развиваться дальше, зная инновационные и передовые приёмы обучения РКИ.
Самым интересным событием эдьютона стал «Skillsharingsessions» – обмен опытом в области образовательных технологий. Здесь несколько информативных и сжатых выступлений проходили одновременно, и зритель выбирал, что ему интереснее. Обсуждали мультимедийные технологии на уроках, игровые формы передачи информации, изучение грамматики, работу с фольклором, методические принципы и приёмы и многое другое.
Анна Владимировна Мурашкина на примере созданного её командой ресурса «Ближе к России. Омск», рассказала, как сделать так, чтобы иностранные студенты, которые учатся в городе, знали о нём больше. Для студентов в Омском университете предлагаются задания, связанные с русским языком и историей города. Это могут быть тесты или тексты со специальными заданиями, причём всё это сопровождается обучающими картинками и видео.
Преподаватели из Кирова также выступали на эдьютоне. Ольга Ивановна Колесникова рассказала гостям о своём опыте работы со студентами – игре в лото. Часто некоторые темы в русском языке как у русских, так и у иностранных студентов вызывают сложности. Чтобы сделать усвоение знаний приятнее и проще, Ольга Ивановна предложила составлять лото. На большом альбомном листе могут быть написаны предложения с разными видами связи – подчинительной, сочинительной или любой другой. Ведущий достаёт карточки, где эти виды связи написаны. На одной карточке – один вид связи, и ведущий его называет. Тогда студенты начинают искать на своих листах предложение, которое этому виду связи соответствует, и, если находят, забирают у ведущего карточку.
Последний день мероприятия открыла Елена Олеговна Галицких, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы ВятГУ, с лекцией «Ученик и учитель: опыт понимания. Технология обобщения и систематизации знаний».
Студентка Анжела Пешнина считает, что такие встречи полезны не только преподавателям, но и студентам:
- Мы все заинтересованы в том, чтобы наше образование развивалось. Многие студенты это прекрасно понимают, особенно те, чья профессия связана с русским языком. Если наши преподаватели будут обмениваться знаниями, это отразится и на нас.
Один из организаторов встречи, Елена Васильевна Воронова, уверена, что подобные мероприятия просто необходимы:
- Нужно расширять языковое присутствие России на международной арене, так как увеличение знающих русский язык – это укрепление авторитета страны и усиление её влияния. Преподаватели, которые помогают узнавать язык и которые прививают любовь к нашей стране, должны владеть всеми передовыми инструментами обучения. Обмен опытом, выпуск сборников с научно-методическими «подсказками», лекции от ведущих университетов мира (Оксфордский, Монреальский университеты, МГУ и пр.) – весомый вклад в совершенствование педагогического мастерства преподавателей.
Вход на эдьютон был свободным. Организаторы обещают чаще пробовать новые форматы для обучения и держать аудиторию в курсе новых технологий в образовании.