Нехватка молодых кадров: кто будет учить детей, когда уйдут учителя-пенсионеры?
В ноябре на пленарном заседании IV Всероссийского съезда учителей сельских школ министр просвещения России Ольга Васильева заявила, что почти четверть школьных учителей сегодня — люди пенсионного возраста
В России возникла тревожная тенденция: стремительное старение педагогического корпуса школьных учителей. Социологи бьют тревогу: в школах России 42% учителей — лица пенсионного или предпенсионного возраста. Из выпускников педагогических вузов в школу идет работать не более чем 30% выпускников.
Васильева отметила, что треть российских учителей – «люди достойного возраста», 23% педагогов уже преодолели пенсионный возрастной порог и 19% приближаются к этой черте.
По словам главы Министерства просвещения, решить проблему с молодыми кадрами до 2029 года будет довольно сложно. Тех, кто моложе 29 лет, и сейчас, и в 2029 году будет 5,9%.
При этом Васильева подчеркнула, что депутатами принят законопроект, позволяющий студентам-старшекурсникам работать в школах. Идея эта, хоть и вызвала большой резонанс, не нова. И прежде людям с незаконченным высшим образованием разрешалось работать в школах.
В этом смысле большое количество возрастных учителей — положительный момент, потому что они могут быть наставниками и делиться опытом с молодым поколением педагогов.
В Кировской области также велика доля работников пенсионного возраста по данным 2019 года в школах области учителей старше 55 лет - 29%.
Доля молодых специалистов (в возрасте до 35 лет) в составе учительского корпуса 18%. При этом учителей моложе 25 лет – 5%. Эти показатели демонстрируют имеющийся дисбаланс: недостаточный приток в школы молодых специалистов.
В нашем регионе наибольшее количество молодых специалистов до 35 лет среди учителей информатики и ИКТ, учителей иностранных языков, учителей физической культуры. Наибольшее число учителей пенсионного возраста по физике, математике, химии, биологии, русскому языку и литературе. В министерстве образования Кировской области характеризуют сложившуюся ситуацию достаточно тревожной.
Наиболее критической с точки зрения возрастного состава групп учителей является ситуация с учителями физики, химии, математики, трудового обучения, биологии. В министерстве отмечают, что одной из причин сохраняющейся потребности в кадрах является снижение выпуска по направлению подготовки «Педагогическое образование с двумя профилями».Также увеличение количества вакансий педагогических работников объясняется увеличением количества учащихся школ.
По мнению самих учителей, острота проблемы усугубляется недостаточным уровнем заработной платы.
Мария, учитель музыки, 24 года:
- Социальный престиж педагога упал ниже плинтуса, прежде всего в силу низкой зарплаты. В итоге в педагогику перестали идти мужчины, а школа превратилась в женское царство. Зарплаты не хватает, приходится подрабатывать. Я в школе временно, сейчас получаю второе высшее и потом планирую ехать работать в Москву по другой специальности.
Екатерина, учитель русского языка и литературы, 30 лет.
- Я пошла работать в школу сразу после окончания университета. Сначала была маленькая зарплата, сейчас, конечно, повыше, но и нагрузка у меня большая. Могу сказать, что с нашего потока в учителя пошли от силы человек 8. У учителей очень много часов, они загружены. Ты думаешь, как бы выжить после семи уроков, а потом еще проверить тетради, заполнить журнал. Я наблюдаю за своими коллегами, которые работают по 36 часов в неделю, и их нервная система не выносит этой нагрузки. И при такой тяжелой и ответственной работе мы получаем копейки. Чтобы привлечь молодых учителей, нужно поднять престиж профессии, поднять зарплаты. Чтобы когда молодого человека спрашивали, кем он работает, он с гордостью отвечал, что преподает. Сейчас ситуация в обществе иная.
Ксения, учитель русского языка и литературы, 31 год:
- Доходы молодого учителя весьма и весьма скромные. Я не открыла свой бизнес, не нашла богатого мужа, я просто работаю в школе. Как при зарплате в 20 тысяч я могу заработать на квартиру или обеспечить хотя бы себе достойную жизнь? Занятие спортом? Походы в театр или кино? Покупка книг? Дополнительные курсы по другим направлениям? Поездка в отпуск? Все это я не могу себе позволить. А для учителя важно находиться в постоянном развитии и движении, потому что он отдает часть себя своим ученикам. А что он сможет отдать, если он пуст?
Стоит отметить, что с целью решения данных проблем правительство области осуществляет реализацию комплекса мер социальной поддержки молодых педагогов. А с 2020 года в России стартует инициированный президентом проект "Земский учитель". В рамках него педагоги, которые едут работать в сельскую местность, будут получать 1 миллион рублей в качестве «подъемных».
фото: vk.com/@psychologospublic-medlitelnye-deti