Новостной портал "Город Киров"
16 ноября, Киров -1,5°
Курс ЦБ 100,0 105,71
Жизнь в городе

Директор УК Ленинского района: «Разговоры о банкротстве – это слухи»

Интервью с директором УК Ленинского района Виталием Устиновым

Разговоры о том, что управляющая компания Ленинского района города Кирова находится на грани банкротства, ведутся с 2013 года. Дело в том, что Управляющая компания попала в непростое финансовое положение. Крупные ресурсоснабжающие организации города, такие как ОАО «Кировские коммунальные системы» и ОАО «Кировская теплоснабжающая компания», выставили требования возместить им многомиллионный долг. В 2014 году по-прежнему поступала информация о том, что компания терпит убытки. Об этом, к примеру, говорили депутаты Кировской Городской думы на очередном заседании в октябре. Городские депутаты намеревались создать рабочую группу в целях проверки Управляющей компании Ленинского района. В частности, им показалось странным, что в Кирове юридически существует еще одна «Управляющая компания Ленинского района». Такое положение дел привело некоторых депутатов к мнению, что подобным способом проводятся финансовые махинации

О том, какая на самом деле складывается сегодня ситуация в одной из доминирующих управляющих компаний Кирова рассказал директор ООО «Управляющая компания Ленинского района» Виталий Устинов.

Виталий Викторович, правомерно ли на сегодняшний день говорить о том, что Ленинская управляющая компания испытывает серьезные финансовые трудности и находится на грани банкротства?

О настоящем экономическом положении дел в Управляющей компании могут знать только два человека: я, как директор организации, и главный бухгалтер. Поэтому все, что говорится у нас за спиной, не более чем слухи.

Уже в прошлом году все прекрасно знали, что у нас две Ленинских управляющих компании: «Управляющая компания Ленинского района города Кирова» и «Управляющая компания Ленинского района». Вторая была создана с июля 2012 года, но деятельность по управлению многоквартирными домами начала с 1 января 2014 года. И сегодня она, созданная с «чистого листа», является прибыльным предприятием. Мы не считали, какие у нас дивиденды на конец года, но я могу сказать, что это абсолютно прибыльное предприятие. Деятельность ее является прозрачной – по документам у нас четко отслеживаются наши управленческие затраты и наша рентабельность. То есть подсчитать прибыль номинально я могу еще в начале года. Она фактически равна 20 миллионам рублей. И как говорить после всего этого, что предприятие банкрот? Увидев информацию о том, что наша управляющая компания находится на грани банкротства, я понял, что это распространяется для того, чтобы создать какой-то негативный имидж предприятия. Это делается нашими конкурентами. Им необходима некая точка отсчета, некий старт, чтобы начать разделять нашу компанию на части. И я считаю, что этот старт уже есть.

Вы сказали, что из двух управляющих компаний одна прозрачная и прибыльная. А вторая?

Вторая абсолютно прозрачна, но не прибыльная на сегодняшний день. Данная управляющая компания имеет в управлении 300 тысяч квадратных метров. В то же время у новой компании под управлением находится 2,5 миллиона квадратных метров жилых и нежилых помещений. Разница, конечно, огромная. Но самое главное — старая еще достаточно крупная управляющая компания представлена, главным образом, ветхим и аварийным фондом домов. Мы вывели в основном хороший фонд и оставили старые дома. Сюда включены также дома с блокированной застройкой, имеющие выгребные ямы, в некоторых из них печное отопление. Фактически говорить о прибыльности этого фонда очень сложно. К тому же, здесь имеется огромная задолженность со стороны населения. Общая сумма задолженности составляет около 300 миллионов рублей. Но даже если сейчас совместить дебиторскую задолженность и доходы, то они до сих пор будут в положительном балансе. Предприятие точно не подпадает под признаки банкротства. Понятно, что там есть ряд крупных кредитных обязательств. Но это произошло по той причине, что у нас были «пробелы» в законодательстве по учету тепловой энергии. Поэтому в 2010-2011 годах в судебном порядке мы получили дополнительное начисление со стороны «Кировской теплоснабжающей компании». Там огромные цифры - 75 миллионов рублей уже сейчас с нас взыскивают и в перспективе еще получим взыскания.

В чем состоит необъективность начисления сумм со стороны «Кировской теплоснабжающей компании»?

Вы платите за горячую воду и тепло согласно установленных нормативных документов. Но «КТК» выставляет совершено другую цифру, по которой предприятие должно с ними рассчитаться. Но я не имею права собирать с населения больше, чем они потребили услуг, определенных по показаниям приборов учета либо по нормативу потребления. А «КТК» выставляли счета по техническим нагрузкам строительства за тепло и по нормативу потребления за горячую воду без учета показаний приборов учета. И в тот период времени такие расчеты были установлены нормативными документами. Сумма сложилась из-за разницы расчета объема потребляемой горячей воды. Управляющая компания производила начисление гражданам согласно пункта 1 статьи 157 ЖК РФ, где размер платы за коммунальные ресурсы рассчитывается исходя из объема потребленных услуг, определенных по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунального ресурса, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ. «КТК» исходил из норм Правил № Вк-4936, в которых установлено, что при отсутствии средств измерения, объем отпущенной горячей воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунального ресурса, которые устанавливаются для домов, независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения. При установлении указанных нормативов показания ИПУ учета воды не принимаются во внимание. И в 2010-2011 году все эти небалансы получились. Мне, как директору, закон не позволяет произвести доначисление разницы между нормативом и показаниями приборов учета потребленного ресурса жильцам, имеющим приборы учета. Таким образом, в 2010 и 2011 году фактические начисления населению, и предъявленные счета «КТК» вылились в разницу по потреблению горячей воды. И суд взыскал эту разницу. Но с февраля 2012 года устранено несоответствие между нормативными актами, регулирующими деятельность Управляющей компании и ресурсоснабжающей организации. И с данного момента начисление населению за потребленный ресурс соответствует предъявленному «КТК» счету.

А старый долг в отношении ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» на сегодняшний день погашен в каком размере?

Долг я еще плачу. Осталось 30 миллионов. Вот поэтому ситуация с кредитными обязательствами в старой компании сложная, а в новой компании мы без долгов. Но мы зачем выводили часть домов и создавали новую? Это было сделано для того, чтобы «Управляющая компания Ленинского района города Кирова» не попала под банкротство. Новая, как дочернее предприятие, считаем, будет приносить прибыль и делиться дивидендами с учредителем. И вот эту довольно сложную ситуацию, которую население осознает с трудом, мы публиковали в Интернете и средствах массовой информации, организовывали собрание собственников. А тема банкротства сейчас активно муссируется, чтобы люди засомневались, и их легче было увести из компании. Но даже сейчас это сделать не так просто. У нас очень четко построена вертикаль управления, которую не хотелось бы менять, даже если сменится собственник. Мы очень активно работаем с населением, с собственниками домов, которыми управляем. У нас создано более 400 советов и поэтому, в случае распространения какой-либо информации, старший по дому всегда может позвонить мне или обратиться к своему куратору в свой отдел по работе с собственниками и прояснить всю ситуацию. Вот поэтому нашим конкурирующим фирмам трудно у нас «выбить землю из-под ног». Мы, так сказать, «жирненькие». Потому что всегда качественно обслуживали жилье, выполняли необходимый объем работ: ремонтировали крыши, фасады, обустраивали детские площадки и так далее. Наш фонд для конкурентов выгоден. А конкурентов в городе очень много.

На заседании рабочей группы по контролю в сфере ЖКХ при Общественной палате начальник Управления ЖКХ администрации города Андрей Кошурников говорил о том, что сегодня наблюдается большой отток населения из доминирующих управляющих компаний, в том числе из Ленинской. Действительно ли это так?

— В Ленинской нет оттока абсолютно. За год число собственников, сменивших управляющую компанию, составило 3%. Мы расторгли договоры с некоторыми обслуживающими организациями, которые были на подряде. Тогда они попытались предложить свои услуги жителям уже в качестве управленцев. Само собой разумеется, что обслуживающие организации имеют какой-то жилищный фонд. Пусть плохо, но они работу делают и знают о всех проблемах на своих домах. И, выступая на собраниях, они били как раз по этим «болевым точкам», перетягивая собственников под свое крыло.

Но жизнь все расставит на свои места. Дело в том, что сейчас очень жесткие требования в плане отчетности перед населением. То есть мы выходим перед населением с тарифом, в котором прописываем каждую строку своего расхода. И по окончании года жители получают отчет. Если я начну их «дурить», они это увидят. Если я начну обманывать ресурсоснабжающие организации, подключатся правоохранительные органы. Сейчас рынок, наверно, не такой привлекательный для тех, кто разбирается в этом направлении. Поэтому порядочные компании не входят в эту склоку.

В отношении «УК Ленинского района города Кирова» со стороны конкурентов также есть подобные попытки частично забрать фонд управления?

Нет, старую компанию не трогают. Там ведь есть штрафная нагрузка существенная со стороны Государственной Жилищной Инспекции. Так как фонд все-таки ветхий, жители на что-то жалуются, нам приходится платить, потом исполнять предписания ГЖИ. А там нет такого количества денежных средств, чтобы закрыть все эти неблагополучные моменты. Поэтому управление тем фондом убыточное. Но, повторяю, так как у меня есть прибыльное предприятие, то оно покрывает расходы. Слухи о банкротстве распространяются сегодня в отношении старой компании из-за того, что там есть крупное требование со стороны «КТК». Но в связи с тем, что мы уже фактически заплатили долг, я думаю, в будущем перераспределим дивиденды с нового предприятия, и финансовое состояние стабилизируется. Нужно уяснить, что старая компания является учредителем новой.

Андрей Кошурников говорил также о том, что сегодня почти все управляющие компании Кирова, а это порядка 50 организаций, испытывают финансовые трудности…

Чем больше мы разогреваем нездоровый ажиотаж вокруг управления, тем больше у людей возникает желания не платить. А случаи негатива были. Вспомните, когда «Кировские коммунальные системы» пытались напрямую непосредственно собирать плату. А теперь у людей пропало желание платить в связи с высказываниями о продажах управляющих компаний. К тому же, появляется у нас самое тяжелое – капитальный ремонт, от которого мы, управляющие компании, вообще не зависим. Это федеральная программа. Но жители, оплачивая «коммуналку», будут думать либо платить оператору, либо управленцу. Все эти вещи в совокупности тяготят поступление денежных средств. Мы работаем ведь только за счет средств населения.

Что касается продажи управляющей компании. С какой целью это делается и чем может грозить смена собственника?

Возможно, нас в чем-то обвиняют те, кто недопонимают, зачем мы это делаем. Но мы-то прекрасно понимаем. Ситуация сложилась следующая. Продается старая управляющая компания. Но приобретая старую, новый собственник в качестве одного из активов получит и новую. Но город выбирает здесь правильную позицию: если хотите купить, покупайте старую, с проблемами. То есть, приобретая управляющую компанию, новый собственник таким образом обязан будет не бросать население, дома, кредиторов. Собственником «УК Ленинского района города Кирова» является ОАО «Автотранспортное предприятие». Продавая компанию, предприятие получит деньги, которые необходимы для решения транспортных проблем. Чтобы их хотя бы частично закрыть, город принял решение о продаже. К тому же, сфера ЖКХ не является профильной деятельностью АТП.

В случае смены собственника никаких серьезных перемен в управлении быть не должно. В преддверии происходящей сделки о продаже, хотя о ней преждевременно говорить, потому что она не заключена еще, мы как руководство, город и некоторые сторонние организации влияем на то, чтобы вообще не менять структуру управления нашей компании. Мы ее выстраивали долго, и эта структура сегодня неплохо работает.

Еще год назад желающих купить управляющую компанию было много. Но так как этот бизнес стал довольно прозрачным, теперь не каждый идет заниматься этой отраслью. Сейчас у нас фактически 1 претендент, который готов купить компанию.

В Кирове финансовые трудности испытывают и другие крупные управляющие компании – «УК Октябрьского района», «УК Нововятского района». Вы что-то знаете о той ситуации, которая складывается вокруг их деятельности?

Не могу ответить за другие управляющие компании. К тому же это будет не совсем корректно. Но, полагаю, что когда туда пришли московские и пермские собственники, проблемы в управлении уже были. То есть они пришли на проблему, из которой теперь предприятие нужно выводить. Необходима какая-то реформа. В первую очередь, в части взаимодействия с собственниками. Они были крупными предприятиями, как наше. Но так как у них была иная структура управления, они потеряли отношения с собственниками.

Как Вы относитесь к частным управляющим компаниям?

— Я думаю, что вообще этот бизнес должен быть частным. По той причине, что руководитель и собственник компании должны нести ответственность перед населением напрямую. К примеру, я, как руководитель городской управляющей компании, вынужден балансировать между интересами собственников и муниципалитета. Собственники хотят принять какое-то решение, но город меня поправляет.

Осенью Кировская Городская дума приняла решение провести в Ленинской УК проверку. Есть ли у нее какие-то результаты.

Проверка шла по иску УК к администрации. Мы просили отплатить жилищно-коммунальные услуги за муниципальные помещения. Но у городских властей возникли сомнения в отношении некоторых помещений. В итоге, в ходе проверки были выявлены помещения, которые уже проданы или сданы в аренду. Деньги взысканы с новых собственников или арендаторов и возвращены в казну.

В 2015 году все управляющее компании будут проходить процедуру лицензирования. Насколько вероятно, что число управляющих компаний в Кирове резко сократиться?

Лицензирование перераспределит жилищный фонд и позволить выявить явных нарушителей. Думаю, после лицензирования в 2015 году останется не более 50% от существующих сегодня компаний. Придя в сферу управления, некоторые думают, что это выгодный бизнес, в котором крутятся большие деньги. Но забывают, что этот бизнес подконтролен. Не думают о том, что заработать много на деньгах населения нельзя. Сфера управления – это в первую очередь хлопоты и работа.

Новости партнеров