Рейтинг@Mail.ru
Новостной портал "Город Киров"
20 апреля, Киров 12.9°
Курс ЦБ 93.44 99.58
Жизнь в городе

Каким видели Киров архитекторы прошлого?

Кировским градостроителям тогда не удалось реализовать ни один из проектов 

1 февраля 2016. Градостроительство. Историческая часть города Кирова-Вятки в том виде, в каком мы ее знаем, получила оформление в 1812 году, когда был «конфирмован», то есть утвержден, в Петербурге «регулярный» план застройки нашего города. До этого Вятка имела радиальную и малоупорядоченную структуру улиц, что вызывало затруднения при дальнейшем росте города. По новому плану, город получил «прямоугольную» систему улиц, улицы шли строго с севера на юг и с запада на восток. Существовало лишь несколько отступлений – для улиц Монастырской набережной (Горбачева) и Копанской (Герцена), потому что они располагались с юга и севера Засорного оврага соответственно.

Каким видели Киров архитекторы прошлого?

По новому плану город ограничивался с севера – улицей Луковицкой (Профсоюзной), с юга – Большой Хлыновской (Блюхера), с Запада – Гласисной (на 50 метров восточнее современного Октябрьского проспекта), с востока – коренным высоким берегом реки Вятки.

Каким видели Киров архитекторы прошлого?

В таком виде город существовал до первой четверти XX века. При этом часть города, расположенная севернее оврага Засора, традиционно была более густонаселенной и, соответственно, более густо застроенной. Южная часть застраивалась гораздо медленнее, а расстояния между жилыми домами были больше. И сейчас, если взглянуть на карту современного города Кирова, можно заметить, что кварталы южнее Засоры более крупные. Кроме того, городские храмы, построенные еще до плана 1812 года, были аккуратно вписаны в новую застройку, то есть в жертву практичности старинные строения принесены не были.

Каким видели Киров архитекторы прошлого?

В целом, в течение XIX века строительство города шло медленно и неравномерно, постепенно разрастаясь на юг и запад. Так, например, до Гласисной улицы к началу XX века «доросло» только несколько кварталов северной части города, в то время как южная часть города «подтянулась» к Гласисной улице (к тому времени уже – к улице Октябрьской) только в первой четверти двадцатого столетия

Тем не менее, к концу 20-х годов прошлого века уже появилась необходимость в составлении нового генерального плана, он был составлен в 1929 году. По нему, на западе городская черта отодвинулась за кирпичный завод, между вокзалами Вятка-1 и Вятка-2 шла по линии железной дороги. С севера в городскую черту были включены земли деревни Богословской. Город разделялся на функциональные районы: административный, промышленный, складской, лечебно-больничный, культурно-просветительский. Административный район создавался поблизости центральной площади (ныне - Театральной), на перекрестке улиц Коммуны (Московской) и Карла Маркса (бывшей Владимирской), занимая территорию от улицы Труда (бывшей Раздерихинской) до улицы Горбачева (бывшей Монастырской набережной). Промышленный район проектировался на севере, за Луковицким оврагом. Складские районы проектировались при железнодорожных станциях и у городской пристани. Под больничный район отводилась территория, примыкавшая к бывшей земской губернской больнице. В районе площади Революции (ныне территория Филармонии) предполагалось расположить культурно-просветительские учреждения, где должны были находиться учебные заведения, музеи и библиотеки. Жилищное строительство велось во всех районах, но для малоэтажной индивидуальной застройки были отведены земли на юго-западной окраине города. В целом, уличная сеть сохранялась, однако улицы Карла Маркса, Ленина, Коммуны (ныне Московская), Энгельса (ныне Преображенская), Пролетарская предполагались к расширению, а на месте недавно закрытого Ахтырского кладбища (ныне территория Областной больницы) предполагалось устроить Центральный парк культуры и отдыха.

Западнее Октябрьского проспекта, по проекту, было изменено направление улиц; если старые улицы шли с севера на юг и с запада на восток, то теперь в юго-западной части города они проектировались с юго-запада на северо-восток и с юго-востока на северо-запад. Улица Ленина продолжалась за реку Хлыновку и, соответственно, предполагались к городской застройке земли, находившиеся там. Менялось расположение городского ипподрома. Если раньше он находился южнее Богословского кладбища, то теперь его предполагалось вынести на запад, расположив вдоль улицы Воровского. Как известно, фактически он был перенесен в Вересники, а уже значительно позднее – на западную окраину города. Также, по проекту, почти внутри каждого квартала предполагалась зеленая зона.

Тем не менее, всем этим начинаниям наступил конец 1 октября 1929 года, когда город Вятка стал окружным городом в составе Нижегородского края, а немного позднее и вовсе райцентром. Поэтому данный генплан так и не был утвержден. Тем не менее, территориально-административные реформы в стране продолжались, и в 1934 году (к тому времени уже город Киров стал краевым, а с 1936 и областным центром) проектирование возобновилось.

К 1938 году Кировскому горсовету был представлен на рассмотрение генеральный проект строительства города на 300 000 жителей. Намечалось освоение юго-западного (в пределах железной дороги на Котлас), северного (за подъездной железнодорожной веткой мясокомбината), хлыновского, южного (за железной дорогой на Котельнич). Важно отметить, что город в полном объеме насыщался зелеными насаждениями, связанными между собой в единую систему озеленения. Уличная сеть опять-таки сохранялась, но выделялись магистральные улицы. Так, в продолжение улицы Розы Люксембург предполагалось сооружение моста через Вятку. Кроме того, предполагалось продолжение улиц Свободы и Ленина на север, с переходом через Луковицкий овраг. Но более перспективным оказалось предложение продолжить улицу Карла Маркса, так как позднее именно на ее продолжении образовался крупный промрайон нашего города. Разработка данного проекта был окончательно завершена к 1941 году, но он так и не был проведен в жизнь в связи с началом войны.

После войны генплан утратил свою актуальность, так как за эти годы в Киров было эвакуировано большое количество предприятий и организаций. После окончания войны ситуация с жильем не только не улучшилась, но даже и обострилась. Количество населения росло скачкообразно, поэтому в стихийном порядке надстраивались старые купеческие особняки в исторической части города, склады, амбары, строились бараки, переоборудовались в жилые помещения веранды, подвалы, чердаки.

Еще в 20-30-х годах отдавалось предпочтение малоэтажной застройке, но жизнь диктовала свои условия. В конце 50-х были разработаны проекты пятиэтажных типовых домов и квартир, так называемых «хрущовок». Эти дома имели уменьшенную площадь комнат и кухонь, совмещенные санузлы, высоту потолка 270 и 250 сантиметров. За счет типовых проектов, упрощения конструктивных решений, повышения высотности зданий снижалась стоимость строительства. Железобетонные изделия, такие как лестничные марши, фундаментные блоки, плиты перекрытий, были стандартизированы. Ввиду этого ускорились и темпы строительства и, в общем, к концу 80-х годов жилищная проблема была решена – почти каждая семья имела крышу над головой и относительно современное жилье.

Тем не менее, многое из проектируемого так и не было воплощено. Например, первоначально основной магистралью, ведущей на вокзал Киров-2, предполагалась улица Горького, а не Октябрьский проспект. Улица Сурикова в промежутке от улиц Некрасова до Щорса должна была быть застроена 4-5 этажными домами и заасфальтирована. Как известно, сейчас там возведены 9-этажные башенные дома, а окончание данной улицы до сих пор не облагорожено и не заасфальтировано. Иногда ее даже называют «улица, которой нет».

На месте снесенной Покровской церкви ( начало улицы Московской) предполагалось создать замечательный сквер с фонтаном, прудом и декоративными лесенками. Если бы это было воплощено, то являло бы собой нечто похожее на ландшафтный комплекс бассейна «Черное море» в Ботаническом саду. К сожалению, проект по многим причинам не был реализован, а сквер стал просто унылым, заросшим деревьями и кустарником уголком зелени с вечно не работающим фонтаном. В конечном счете, он был загорожен металлическим щитом-афишей и только совсем недавно получил второе рождение.

Напротив кинотеатра «Октябрь» (на стороне Ботанического сада) также планировалось разбить обширный сквер, но там был возведен сначала четырехэтажный кирпичный дом (Карла Маркса, 89), а уже в девяностые — остаток свободного пространства заняло строение, известное в местной вятской топонимике как «скворечник» (Карла Маркса, 91).

Каким видели Киров архитекторы прошлого?

Мостик из Халтуринского сада на набережную Грина предполагалось сделать ажурным, из напряженного бетона или на металлическом фермовом каркасе, без массивных опор, которые мы видим сейчас.

Каким видели Киров архитекторы прошлого?

Также, судя по эскизам-зарисовкам, предполагалось углубить Вятку, чтобы она протекала почти под самыми стенами Трифонова монастыря, который предполагалось отреставрировать и облагородить. От Вечного огня вниз, на облицованную камнем набережную Вятки, предполагалось соорудить великолепную широкую лестницу, а речной порт реконструировать – на эскизах мы видим футуристичное здание из стекла и бетона. Перекресток улиц Ленина и Коммуны (Московской) также полностью реконструировался и должен был быть застроен железобетонными «высотками».

Каким видели Киров архитекторы прошлого?

Думается, что, несмотря на большое внимание, которое уделялось высотному железобетонному строительству в генплане, при вдумчивом его воплощении, при отказе от коридорной застройки улиц, при сохранении и реконструкции исторических зданий, и при том, что было предусмотрено большое количество зеленых насаждений в городе, наш город был бы не столь однообразным, каким он является сейчас.

В заключение надо сказать, что зачастую реалии имели гораздо большее значение, нежели генплан. По ходу дела вносилось множество корректировок, которые, по сути, превращали генплан в просто рекомендательный документ, который желательно принимать во внимание, но который ни к чему не обязывает. Часто генплан уже просто фиксировал изменения застройки нашего города лишь постфактум.

Редакция портала «Город Киров.RU» выражает благодарность за неоценимую помощь в расследовании Государственному Архиву Кировской области, в особенности сотруднику отдела использования Алексею Леонтьеву.

Фото: Государственный Архив Кировской области

Фотография автора
Автор: Редакция

Новости партнеров