Вячеслав Симаков о кировских дорогах и их ближайшем туманном будущем
Как показала «Прямая линия» с Владимиром Путиным, проблема дорог в России самая насущная. Киров, как и иные города весной 2016 года, охватил гнев автомобилистов. Вопросов по состоянию дорожной сети города, и что с ней будет, слишком много. Чтобы хоть как-то пролить свет на то, что происходит в дорожной отрасли сейчас и какие у нее есть светлые перспективы, а главное, есть ли они вообще, редакция Автомобильного сайта Кирова Авто43.ру обратилась к Вячеславу Симакову, начальнику отдела благоустройства и транспорта администрации города Кирова.
Беседе было отведено буквально полчаса, и проходила она в режиме «вопрос-ответ-разъяснение».
Как сложилась такая ситуация, что Киров за один год практически остался без нормальных дорог?
— Большинство дорог построены в 60-х годах при других несущих способностях дорожной одежды, которые на сегодняшний день не соответствуют тому потоку, той нагрузке от транспорта, который на сегодняшний день имеется. Сейчас необходимо проводить не тот ремонт, который мы на сегодняшний день выполняем... Это даже не ремонт, а текущее содержание дороги. И на него даже по ГОСТам гарантия не распространяется. У нас есть капитальный ремонт: замена основания, два слоя асфальтобетона... К сожалению, на сегодняшний день средств на эти цели мы не имеем. Поэтому получается, что вынуждены ликвидировать аварийные ямы в рамках текущего содержания дорог. Погодные условия, конечно, свою лепту вносят. В прошлом-позапрошлом годах зимы не такие были, имею в виду резкие перепады температуры и интенсивные осадки. Поэтому на сегодняшний день такая ситуация...
Какие средства сейчас выделены на содержание дорог и что будет выполнено на них? Какие работы?
— Содержание улично-дорожной сети у нас осуществляется за счет местного бюджета. Есть конкретные работы: зимние и летние работы — очистка или посыпка, в зависимости от сезона. Сюда входит 430 миллионов рублей. В обозначенную сумму так же входит песко-соляная смесь, очистка мостов и путепроводов и ливневой канализации. То есть получается около 370 миллионов остаётся на само содержание на 10 миллионов квадратных метров дорог.
У нас 4 категории дорог и в зависимости от категории существует тариф. Раньше мы работали по машино-часам, и стоимость зависела от того, сколько техники и сколько по времени отработало. Сейчас, исходя из тех ассигнований, которые мы имеем, решили перейти на квадратные метры, получив, таким образом, тарифы от 4 до 20 рублей за содержание квадратного метра проезжей части, тротуара. Есть 8 подрядных организаций, между которыми поделен город, и вот каждая из них отвечает за свой объем работ.
У них есть тариф, цикличность, например, они в ходе недели должны прогрейдировать, скажем, дорогу. Соответственно, когда погодные изменения идут и начинаются снегопады или дожди (колейность образуется на грунтовых дорогах) подрядная организация должна чаще выходить на работы. В связи с этим, не хватает средств, приходится отдельно делать упор на проблемные участки дорог. Но это не говорит, что подрядчик некачественно работу делает, мы упираемся в нехватку средств.
А что говорят надзорные органы по количеству выделяемых денег?
— Недавно нас проверяла КСП, и в отчете звучало, что мы не обеспечиваем нормативное состояние в связи с недофинансированием. То есть, есть у нас расчеты 2011 года, где расписано, как мы должны содержать дороги. Указывалась площадь. Ежегодно десятки, сотни квадратных метров обслуживаемой площади добавляется, потому что в городе ведется жилищное строительство, и это все включается в перечень дорожной сети. В летний период мы все данные формулируем, делаем заявку на финансирование, потом уже, исходя из прогнозируемых поступлений в бюджет, до нас доводят средства. Мы должны ужиматься. Если ранее в весь комплекс работ, связанный с инфраструктурой (ограждения, знаки), всё включалось, то сейчас это идет отдельной графой, и мы смотрим, чтобы хоть чуть-чуть этот тариф увеличить.Мы не успеваем за темпами развития дорожной инфраструктуры именно из-за объемов финансирования.
А в 2011 году сколько средств было определено на содержание дорожной сети?
— В 2011 году было установлено более 2 миллиардов рублей на содержание УДС (улично-дорожной сети), а мы сейчас имеем чуть больше 400 миллионов рублей. Это то, что касается содержания дорог. У нас закладываются небольшие суммы на ямочный ремонт, но на него никаких гарантий не распространяется. Была встреча с общественной палатой и Альберт Запольских указал, что никаким СНИПом и ГОСТом гарантия не распространяется на такой вид работ. А капитальный ремонт, когда ремонт идет асфальтового покрытия на всю ширину проезжей части не менее 100 квадратных метров, уже имеет определенные гарантийные сроки в зависимости от типа, площади поверхности. У нас примеры есть, когда деньги конкретные выделялись на определенные улицы. В 2011, 2012, 2013 годах там работы выполнялись, и на сейчас никаких серьезных повреждений там нет, а если есть какие-то недочеты, то предприятие, которое выполняло этот ремонт, оно безвозмездно все эти недочеты устраняет.
А что с капитальным ремонтом в этом году? Ждать?
— Что касается непосредственно ремонта, то программа у нас на сайте выложена, и можете посмотреть, что в графе ассигнований у нас стоит 0.
В настоящее время тенденция снижения количества ремонтов идёт. Если посмотреть 2014 год — более 350 тысяч кв. метров было отремонтировано, 2015 — чуть больше 180 тысяч кв. метров отремонтировано, в 2016 — чуть больше 20 тысяч кв. метров (действующие контракты).
Сейчас ситуация меняется: идут конкурсные процедуры на 50 миллионов рублей, которые нам дополнительно нашли в городском бюджете и еще 50 миллионов из областного бюджета. Единственное, по областным деньгам мы пока еще подписываем сметы, соглашения, отвезли в центр проверки РСТ и теперь, как только получим положительное заключение, можно будет говорить о ремонте. Областные деньги направляются непосредственно на ремонт, то есть на определенный участок, не менее 100 квадратных метров, здесь уже будут гарантийные обязательства.
Для дополнительного ассигнования дорожного ремонта мы уже направили несколько писем в адрес губернатора. Думаю, в ближайшее время ситуация изменится. Не хочется забегать вперед, но мы надеемся, что уже в этом году будет выделена какая-то часть средств. Нами был подготовлен запрос на объекты, что мы готовы на сегодняшний день выполнить определенные работы, и теперь он отправлен на рассмотрение.
Если подвести черту под текущим ремонтом дорог, что имеем?
— На сегодняшний день мы имеем 2 контракта по 50 миллионов, 16 миллионов, и 3 по 3 миллиона рублей на ремонт. Сейчас ГДМС работает по 16-миллионому контракту. Они идут по озвученным ранее направлениям: Нововятск, Коминтерн, Старомосковский тракт, район Дзержинского. По двум направлениям работают уже, единственное, по Нововятску потратили чуть больше денег, чем планировали, и теперь ДДХ скрупулезно ведет подсчет средств и перед ремонтом составляет карту улицы, обозначает конкретные участки, которые необходимо ремонтировать, а не просто называет улицы. Делается это для максимально эффективного распределения денег. Понятно, что можно зайти на одно нововятское направление, ГДМС поставит асфальтоукладчик и за 4 дня все эти деньги уложит, и у нас другая территория города останется без внимания.
Каким улицам отдаётся приоритет в ремонте?
— Все средства, которые к нам поступают, мы максимально эффективно стараемся распределить, и приоритет — это движение общественного транспорта, магистрали, больше всего загруженные машинами.
Если мы делали нормальный ремонт на Романа Ердякова от Сормовской до Лепсе (слой щебня, два слоя асфальта, бордюры, уклоны), то там по настоящее время нет никаких особых изменений. Солнечная от Воровского до Московской. Там тоже 4-5 лет прошло, и дорога в неплохом состоянии. Есть примеры...
Как быть с многострадальной Ульяновской, Комсомольской, Павла Корчагина?
— На Ульяновской от Щорса до Солнечной проблема — вода. Мы и перекачкой занимаемся и водоотведением... Сейчас надо просто этот период пережить, а дальше уже решать проблему.
С Комсомольской, на сегодняшний день, ничего толком не сделать. Сейчас идет обильное таяние снега, там низина и вода активно льётся. Там без строительства ливневки ничего толком не сделать. Если 2 года назад мы там несколько карт уложили, они нормальные. Там, где был ямочный ремонт — работ хватает на год, на два. Разрушение идет рядом с отремонтированным участком.
По Павла Корчагина подготовка серьезная ведется. Там будет проводиться ремонт картами, поскольку износ покрытия сильный. Там давно не проводилось ремонта, а транспорт зачастую большегрузный ездит по 40 тонн и больше, а дороги на это не рассчитаны.
Каким улицам отдаётся приоритет в ремонте?
— Все средства, которые к нам поступают, мы максимально эффективно стараемся распределить, и приоритет — это движение общественного транспорта, магистрали, где наибольше загруженные машинами.
Если мы делали нормальный ремонт на Романа Ердякова от Сормовской до Лепсе (слой щебня, два слоя асфальта, бордюры, уклоны), то там по настоящее время нет никаких особых изменений. Солнечная от Воровского до Московской. Там тоже 4-5 лет прошло и дорога в неплохом состоянии. Есть примеры...
Проблема с грунтовыми дорогами в этом году актуальна как никогда. Дорогу Порошино - Сидоровка перекрыли. Что произошло на участке?
— У нас сейчас непростая ситуация с грунтовыми дорогами... В Сидоровке дорогу почти разрушили, на Башарово у нас тоже беда... там в небольшой грунтовый участок залез лесовоз, несмотря на все ограничения, которые вводятся, его тянули несколько «Кировцев» и абсолютно всё размесили. Осложняет ситуацию и то, что кусок дороги находится в низине, и вода вся в него стекает. Мы хоть и пытаемся отвести воду, роем канавы, но из-за того, что разрушено уплотненное основание, мы вынуждены остановить движение по дороге большегрузов. Легковой транспорт проходит, грузовой тоже проходит, а пассажиров мы туда направить не можем. Другие варианты рассматриваем. Сейчас на месте дежурит бригада ГДМС.
В текущем году вновь активизировались различные объединения, которые пытаются призвать власть делать дороги, подбивая людей к аналогичной деятельности. Как их работа отражается на ремонте дорог, работе администрации?
— Всю информацию, которую мы получаем через СМИ, через различные общественные объединения, все предложения, замечания, рассматриваем, выезжаем. Всей информацией по состоянию дорог мы владеем. Немного отвлекают временами, потому как надо быть на улице, заниматься приёмкой, организацией, а у нас идет поток большой обращений, причем они различного плана: пакет мусора кто-то во дворе выкинул — надо направлять жалобу. Уже несколько раз встречался с активистами, общался, спрашивал: ребята, вы нам помочь хотите или что-то другое? Если в день 30 фотографий от одного человека придет, то читаем, отвечаем, поскольку обязаны.
Судебные тяжбы с автомобилистами проходят из-за поврежденных в ямах автомобилях?
— У нас сейчас вал идет исков от автолюбителей: колесо пробил, подвеску сломал, еще что-то. Всё это в судебном порядке рассматривается. Судебная экспертиза все эти «хотелки» сокращает, потому что уже до маразма доходит: ездит лимузин по городу, так владелец миллион ущерба насчитал! Экспертиза в пять раз сократила ущерб, и вот по суду теперь 200 тысяч рублей выплачивать будем. И таких случаев много.
Под конец хотелось бы вспомнить про улицу Жуковского, которую по началу не планировали ремонтировать из-за строительства жилого комплекса. Дом построили, за ним собираются строить еще один. То есть ремонта Жуковского еще несколько лет ждать придется?
— Ремонт улицы Жуковского до сих пор под вопросом. Вчера приходила организация, которая хочет водовод вести по проезжей части. Мы предлагаем им искать другой вариант. Мы стараемся в тех районах, где идет развитие жилищное, серьезных вложений не делать. Если взять эти районы, Чернышевского, например, улицу уже по 10 раз раскапывали... Мы заранее КТК, ККС говорим, что в этом году планируем тут асфальтировать. Идет подтопление жилого дома и нам необходимо провести водоотведение. Мы планируем провести работы в августе. Если у вас какие-то есть мероприятия, вы сделайте. Приходят, согласовывают, что до июля они будут проводить капитальный ремонт теплотрассы. Потом, когда мы контракт провели, установили бордюр, щебень, асфальт, в октябре заявляются КТК, мол, нам надо теплотрассу делать. Я им говорю, что там новый асфальт, а они говорят, что дороги там нет. Едем, смотрим, а на деле выясняется, что они до края проезжей части все раскопали с обеих сторон, а дорогу не трогают, потому что разрешения нет, а потом говорят, что администрация города оставляет людей без горячей воды и отопления. Потом, конечно же, они всё это раскапывают. Понятно, что по Жуковского транспорт ездит и в рамках содержания у нас ремонт ямочный планируется. У нас там и с водой проблемы: из-за асфальтирования территории ярмарки вся вода на дорогу бежит после дождей...
Несколько лет назад в администрации был некий план ремонта\строительства ливневых канализаций. Он еще существует?
— Если говорить о ливневках, то ремонтировать и уж тем более строить ничего не планируем. У нас есть контракт на содержание и ремонт текущих конструкций. Более того, мы планируем систему всю поменять. Смотрели, как в других городах всё устроено, готовили нормативную базу, чтобы как по сетям водопроводным коммуникаций, передать сети оператору, и уже по какой-либо инвестиционной программе развивать эти сети.