Мало кто помнит, почему стадион «Трудовые резервы», расположенный в овраге засора возле Трифонова монастыря, заброшен и пуст. В советское время этот стадион был одним из любимых мест массового отдыха кировчан. Но сейчас там можно увидеть лишь небольшие группы футболистов, гоняющие мяч.
25 мая 1968 года, 44 года назад, в 17 часов 40 минут, за 20 минут до празднования 50-летия Советской армии Ленинского комсомола, на стадионе «Трудовые резервы» произошёл крупный взрыв. Под трибунами взорвалась пиротехника, заготовленная для театрального праздничного шоу.
Взрыв унёс жизни 39 человек. 111 человек, получили ранения и были госпитализированы. Говорят, что многих из пострадавших почти сразу же перевезли на постоянное место жительство в другие города и строго запретили разглашать любую информацию о происшествии.
О таком громком происшествии в Советском Союзе говорить не было принято. На все материалы дела было наложено табу. Многие годы происшествие в Кирове тщательно скрывали и все папки с документами были под грифом «Секретно».
Евгений Манылов, в 1966 – 1973 году был прокурором следственного отдела прокуратуры Кировской области:
-Расследование уголовного дела было засекречено с самого начала. Отрабатывались два момента – диверсия или чья-то небрежность. Вспомните те годы – многие события не предавались гласности, чтобы не волновать людей и не опорочить руководящие органы…
Фотографии kasanof.livejournal.com |
Автор приводит списки погибших и рассказы о случившемся из уст очевидцев. В своем «Живом Журнале» Антон Касанов, ведущий специалист государственного архива Кировской области выделил несколько цитат, описывающих все, что происходило во время и после трагедии.
Прошло уже 44 года с момента одного из самых крупных происшествий в Кировской области.
Взрыв глазами очевидцев
Марат Эпштейн, майор милиции, в 1963 – 1975 годах начальник отдела УООП:-Когда я находился у центрального входа на стадион, увидел взлетевшую светящуюся ракету. Про себя еще успел подумать, что так рано началось представление. В тот же миг увидел, как разламывается крыша административного здания. Затем взметнулся сноп огня с дымом. На стадион полетели болванки спортивных гранат и другой инвентарь….Когда понял, что произошел взрыв, через мегафон дал команду не допускать никого на стадион, взять в кольцо трибуны и оцепить очаг взрыва. Стали быстро эвакуировать людей, предотвращая панику и давку. Сразу же стали прибывать пожарные машины и машины скорой помощи.
-Я думаю, что до начала представления оставалось минут 20. Зрители постепенно занимали свои места. Вход был с двух сторон: от монастыря и с улицы Большевиков. Зрительных мест было занято больше половины. И вдруг как бабахнет! Над зданием администрации вырвалось огненное пламя, крыша поднялась несколько вверх, а затем осела, и повалил черный дым. Было еще, как мне показалось, несколько взрывов, но уже не таких сильных. Над стадионом полетели головешки, видимо горевшие палки. Одна из них попала мне в ногу. Своим детским умом я поняла, что случилось что-то страшное, не входившее в планы устроителей. Началась суматоха: крики, стоны, люди побежали на выход. Мы с подружкой схватились за руки и побежали наверх через сидения прямо к забору. Я видела, что у выхода со стадиона скопилась большая толпа, зрители все еще шли на концерт. Я не могу объяснить, почему мы не побежали к выходу, но сейчас думаю, что люди в панике могли бы нас, хрупких девочек, просто раздавить, сработала какая-то интуиция самосохранения.
Евгений Манылов, в 1966 – 1973 году был прокурором следственного отдела прокуратуры Кировской област
-Число погибших и пострадавших было под секретом, слухам способствовали и «вражеские голоса» и также то, что ряду соответствующих предприятий была дана команда на изготовление гробов без конкретных цифр, так как вначале было еще не известно точное количество погибших. Если верить слухам, то получается, что кого-то хоронили тайком, без родственников, но извините это уже из области фантастики.
Тем не менее в 2003 году издательство «Правда.ру» описывала трагедию, также приводя рассказ нескольких человек. 9 лет назад многие говорили, что происшествие окутано секретами...
-Через час о ЧП в Кирове уже вещали «вражеские голоса» западных радиостанций, у нас же была полная информационная блокада. Только 28 мая в местной газете появилось несколько строчек соболезнования партийно-советских органов семьям, родным и близким погибших «в результате несчастного случая, произошедшего на стадионе «Трудовые резервы». С пострадавших взяли подписку о неразглашении сведений о случившемся.
Вина во взрыве была предъявлена пиротехнику, который нарушил правила пожарной безопасности при работе с взрывоопасными веществами. Согласно контракту, который заключил московский театр с пиротехнической компанией, в день празднования должны были работать 4 человека, но вместо этого на объекте в тот злополучный день находился лишь один пиротехник, который погиб во время взрыва.
В материале использованы фотографии из книги В.А. Манылова «Вся правда о взрыве на стадионе «Трудовые резервы»