Андрей Катаев: Крематорий — это социально значимый проект для города
Предприниматель рассказал нам о своем видении ритуального бизнеса и планах строительства крематория
Разговоры о строительстве крематория в Кирове ведутся давно, вызывая разную реакцию и споры со стороны отдельных категорий населения. Тем не менее, в скором времени в городе появится своя альтернатива традиционному захоронению на кладбищах. Строительством займется предприниматель Андрей Катаев, который в конце 2012 года приобрел на аукционе, проводимом департаментом муниципальной собственности, соответствующий земельный участок по адресу Луганский проезд 14.
Почему Вы решили построить именно крематорий, а не вложить средства в какую-либо отрасль промышленности или торговую деятельность?
— Почему крематорий? Все очень просто. У человека должен быть выбор даже в таком деле как похороны. В нашем городе этого выбора нет. Идея создать крематорий возникла еще в 2008 году. Я неоднократно в своей жизни сталкивался с похоронами и со всей этой ситуацией, когда на кладбище часть могил не прибрана, никто за ними не следит. Даже за мной есть такой грех: я не хожу на могилу ни к дедушке, ни к прабабушке. Как правило, в праздники, когда люди поминают родственников, надо посетить 4 и более кладбища, что довольно затруднительно. А крематорий дает возможность людям посещать сразу всех. Я не говорю, что мы будем предоставлять возможность эксгумации тел, их кремации и повторного захоронения для создания семейных склепов. Но ведь идея неплохая, и ее не может не быть. При кремации есть возможность подхоранивать в существующее захоронение. Много места для этого не надо, полметра хватит.
Да и потом крематорий - это как парк, как сквер. Культурная зона, где можно погулять. Вот посмотрите на примере Новосибирского крематория. У них там бывают концерты, какие-то мероприятия, для детей площадки есть. То есть это не унылое грустное место, куда приходишь 2-3 раза в год, а место, куда ты можешь прийти и просто погулять, посмотреть на красивые памятники, вспомнить людей, ушедших из жизни и которые тебе дороги.
Насколько необходим крематорий в Кирове при условии, что город не является крупнейшим городом (обычно крематории строят в городах-миллионниках)? К тому же из областного бюджета были выделены немалые средства на строительство нового современного Федяковского кладбища.
— Что значит «обычно строят в крупных городах»? Вы посмотрите на Японию. Какая «огромная» по сравнению с Россией страна. Там порядка 11 тысяч крематориев, а в нашей стране крематории есть только в 17-ти городах. В большинстве стран Европы в городах построены крематории, а не кладбища. Здесь даже можно уйти немного в историю создания крематориев. Это был 18 век, когда существовали различные болезни, вроде чумы, уносящие сотни человеческих жизней. Были общие захоронения людей. И чтобы болезни не убивали большего количества людей, собрались европейские врачи и приняли решение, кремация - более экологичный и более цивилизованный способ. Земля должна быть для живых людей, а не для мертвых.
Что касается Федяковского кладбища, я сам там не был, но люди говорят, что на его территории близко грунтовые воды, поэтому при захоронении приходится класть гроб практически в воду. Кроме того, я считаю, что на кладбищах грязно. Ну нет у нас такой культуры, как например, в Европе.
Вы посмотрите в дни поминовения умерших, что происходит на кладбищах: люди едят, пьют… Просто неприятная картина, когда люди напиваются на кладбище.
Крематорий же — то парковая зона. Я считаю, сначала надо построить крематорий, сделать парковую зону, Стену плача. А в будущем уже кладбища, которые закрыты, можно рассматривать тоже как бизнес: приводить в порядок, окультуривать.
Когда начнется строительство крематория, сколько потребуется времени? В какую сумму обойдется строительство?
— Сейчас практически готова площадка под строительство. Думаю, к концу лета мы должны уже заложить фундамент. В планах открыть крематорий где-то во втором полугодии 2015 года. Земельный участок на Луганском проезде 14 был сформирован администрацией города Кирова в соответствии со всеми нормами и правилами с санитарной зоной 500 метров от жилых домов. Будет крематорий второго класса опасности с одной печью. Что касается затрат на строительство, то по предварительным расчетам на это уйдет порядка 60 миллионов рублей. Если говорят, что на Федяковское кладбище потрачено 240 миллионов рублей, то сумма 60 миллионов в сравнении — это ничто.
На данном этапе у Вас есть какие-то трудности? Каких сложностей при строительстве или подвохов с чьей-либо стороны Вы ожидаете в будущем?
— Нет, каких-то трудностей не испытываем. У нас есть проект, разрешение на строительство, есть земельный участок в собственности. В будущем также каких-то препятствий с чьей-либо стороны не жду. Я – законопослушный гражданин, добросовестный приобретатель участка. В администрации сидят грамотные люди, они просто так ничего не выдают и не выделяют земельные участки. Это не просто один отдел выделил землю и выдал разрешение. В данном случае работают несколько отделов. Они запрашивали необходимую информацию с различных организаций, чтобы сформировать участок, и он соответствовал всем требованиям для такого объекта как крематорий.
Сколько рабочих мест даст крематорий?
— Я думаю, порядка 10 рабочих мест. Это будет одноэтажное здание общей площадью около 700 метров. Будет кремационная печь, зал и все необходимые, согласно СанПин, помещения для такого объекта.
В последнее время в Сети появляется все больше противников строительства крематория: Русская Православная церковь, Биохимический завод, «ритуальщики». По Вашему мнению, с чем это связано?
— Для священников похороны — это бизнес, они отпевают. Для «ритуальщиков» - это бизнес, они хоронят в землю - это их хлеб. Видел последнюю статью в Интернете, что там против и Биохимзавод, и директор «Ритуала», и Церковь. У Биохимзавода, видимо, тоже есть какой-то интерес. Они делают упор на экологию. Но если они хотят говорить про экологию, то пусть сначала свой завод приведут в порядок в соответствие со всеми экологическими нормами и требованиями. И писать, что ртуть или еще что-то там будет выделяться из пломб людей - это выглядит как бред. Печь, которая будет стоять, прошла все сертификации по российским стандартам. Не просто так она появилась, не вчера.
Строительством крематория в Кирове в разное время готовы были заняться несколько компаний. Почему, на Ваш взгляд, их попытка оказалась безуспешной?
— Насколько я знаю, ни у кого не было никаких проектов. Лишь идеи, слова и письма в администрацию города. Реальных действий, скорое всего, просто не предпринимали.
В Кирове есть организация, которая занимается кремацией тел в других городах. Вы с этими людьми общались?
— Их услуга стоит 35 тысяч рублей. Это такая довольно высокая сумма получается в связи с тем, что надо перевезти покойника в другой город, кремировать и вернуть обратно прах. Не знаю, сколько они на этом зарабатывают, просто предоставляют альтернативу традиционному захоронению. Я же планирую, что услуга в Кирове будет стоить 12 тысяч рублей. Потому что идея новая для нашего региона. Мы будем начинать с низкой цены на эту услугу. Потом, я думаю, цена будет средняя по России. У людей и так горе, стресс, переживания, когда умирает близкий человек.
Насколько развит похоронный бизнес в Кировской области? Есть ли какие-то препятствия для его существования? Насколько сильна конкуренция в этой сфере бизнеса в нашем регионе?
— Если обратиться в статистику, в среднем за год умирают 5,5 тысяч человек только в городе Кирове. На счет конкуренции не знаю, не изучал этот вопрос. Пока я не оказываю никаких ритуальных услуг. В скором времени я поеду на Выставку «Некрополь-2014». Она пройдет октябре. Буду разговаривать с другими «ритуальщиками», кто занимается не просто традиционными захоронениями, а именно кремацией. Я хочу подписать контракт с фирмой «Табо», которая занимается печами. У нас с ней уже была предварительная договоренность. Хочу более детально обсудить по поводу поставки оборудования и поговорить с другими руководителями крематориев, узнать какие могут быть «подводные камни».
Кремация является прибыльным бизнесом?
— Я, честно говоря, не торгаш, не люблю этим заниматься. Это для меня не интересно. Кто-то говорит, что это прибыльный бизнес, но мне более интересны социальные проекты. Я считаю, что это проект социально важен для города. Не будет больше создаваться новых кладбищ. Люди поймут плюсы крематория, и в течение 1-2 лет мы выйдем на отметку в 50% кремаций от всех умерших. Но так как люди у нас с трудом принимают все новое, нам придется проводить какую-то своеобразную акцию, разъяснения среди населения, что кремация – это цивилизованный способ захоронения умерших.