Чем же все-таки славится Киров: мотороллерами, Никитой Белых, дымковской игрушкой или крестным ходом?
Популярную в нашем регионе тему брендирования области, обсуждение которой последние несколько лет активно продолжается в городской среде на днях, продолжила новая выставка Областного краеведческого музея - «Бренды Вятского края». В соответствующей экспозиции музея оказались представлены наиболее значимые и примечательные направления развития региона, выгодно отличающие нашу область от других объектов страны.
Здесь организаторы выставки расширили понятие «бренда» и включили в него сведения об известных кировчанах, в разное время прославивших регион, известных событиях, ежегодно привлекающих в область туристов со всей стороны — под стеклом расположилась разнообразная информация о крестном ходе, последние снимки и эмблема всемирных детских игр, атрибуты предстоящего праздника Истобенского огурца. По представленным на экспозиции брендам в полной мере прослеживается уникальная история становления особенностей Вятской земли. От Кирово — Чепецких парейзавров, плетёных кружев и дымковской игрушки, до более поздних — стиральной машины «Вятка», магнитофона «Олимп» и редких коллекционных мехов фабрики «Белка».
Людмила Сенникова, экскурсовод:
— Мы попытались собрать все важнейшие особенности нашего региона в одном месте. В итоге сложившаяся при содействии других городских музеев и сообществ информация помогла сделать ряд интересных выводов. Не многие знают, к примеру, что ранее Кировскую область больше узнавали по гипсовым фигурам, нежели, по дымковским игрушкам. Сравните фотографии крестного хода прошлого века и настоящего времени — вот сильный бренд, который живёт вне времени. Ещё один бренд также бросается в глаза при просмотре фотографий — Никита Белых на разных мероприятиях. Вообще, тема брендов, конечно, очень сложная. Каждый важен и нужен. Однако, если взять, к примеру, известное село Рябово, то как туда доехать? Вот вопрос — требующий решения.
Надо заметить, что тема поиска эффективного бренда, выгодно отличающего регион,— одна из тем, которая с определённой долей постоянства обсуждается в городской среде. Так, в одном из интервью Никита Белых дал отправную точку для соответствующих размышлений, заметив, что брендирование региона уже идёт. Правда, тут же губернатор уточнил, что на наиболее узнаваемом в России бренде — дымковской игрушке - экономику региона не построишь, так что, выгоднее было бы обратить внимание на бренды, связанные с инвестиционным развитием — химию, лес. Или бренды, работающие с точки зрения узнаваемости — само название «Вятка» или имя действующего губернатора.
Несмотря на то, что вариантов того, что может стать брендом Кировской области в своё время появилось великое множество, тем не менее, вопрос о брендировании региона так и не был решён. В областном отделе государственной культурной политики нам затруднились назвать приоритетные для региона бренды и посоветовали обратиться к областной целевой программе, рассчитанной на 2010 — 2014 годы. В соответствующем документе, среди ранее упомянутых брендов речь шла только о строительстве музея -заповедника Рябово, на который из областного бюджета выделялось 61,7 миллиона рублей. Однако, была ли осуществлена задуманная на 2013 год программа, в отделе государственной политики нам не пояснили.
Людмила Синицына, заведующая кафедрой дизайна и изобразительного искусства, член союза театральных деятелей России:
— Обозначить законы, по которым развиваются бренды, очень сложно, это, скорее, законы бытия. Интересно, что на востребованность и оригинальность многих брендов повлияла их рукотворность. Например, нельзя запустить производство дымковской игрушки, однако, это бренд, который выгодно отличает наш регион от других, и будет востребован ещё долгое время. Вообще нужно поддерживать все бренды. Мне, как человеку приезжему, открылись те особенности края, которые ускользают от коренных жителей города, среди них - кружевоплетение, редко встречающееся в России, роспись сундуков, иконы староверов.