Часто родители задаются вопросом: нужно ли проверять правильность домашней работы ребенка? И если мама или папа все равно делают проверку, зачем тогда вообще задавать задание?
Профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ Виктор Зарецкий предлагает смотреть на это с другой стороны. Домашняя работа — это не просто способ получить оценку, а инструмент развития и обучения ребенка.
Когда родитель помогает ребенку и исправляет ошибки, он, конечно, повышает шанс на пятерку. Но при этом учитель не получает важной информации: сам справился ученик или получил помощь. Без этого понимания педагог не сможет точно работать над проблемными местами ребенка.
Ситуации, когда ребенок самостоятельно пытается решить задачу и ошибается, являются ресурсом для его развития. Как объясняет Зарецкий, трудность — это возможность учиться, а не повод вмешиваться.
Однако помощь родителей бывает разной. «Инструментальная помощь», когда взрослый сразу показывает, как решить задачу, кажется обычной, но при постоянном применении может навредить. Ребенок привыкает к подсказкам и может выработать синдром «выученной беспомощности»: он перестает пытаться решать задачи самостоятельно.
Есть и обратная опасность. Если ребенок всегда делает работу сам, но без поддержки, он может переоценить свои возможности и поверить, что умеет больше, чем на самом деле. Это также негативно сказывается на развитии и личной ответственности.
Оптимальный подход: помогать только там, где ребенок действительно не справляется. При этом важно, чтобы он сначала пытался сделать все самостоятельно. Формула Марии Монтессори здесь как нельзя кстати: «Помоги мне сделать самому!» Родитель направляет и поддерживает, а не делает работу за ребенка.
Такой подход развивает самостоятельность, ответственность и уверенность в собственных силах. Домашняя работа перестает быть просто обязанностью и становится инструментом роста.