Рейтинг@Mail.ru
Новостной портал "Город Киров"
14 мая, Киров 19.4°
Opinion Добавить в закладки

Елизавета Плавинская

Елизавета Плавинская
Фотография автора
Автор: Редакция
город киров: елизавета плавинская
Елизавета Плавинская, искусствовед, галерист, куратор выставок современного искусства

Несколько дней назад, на исходе новогодних каникул, в вятской "Галерее Прогресса" организовали замечательную встречу с московским искусствоведом и организатором выставок Лизой Плавинской.

В ходе встречи гостья прочитала неординарную лекцию, основным лейтмотивом которой можно считать утверждение о том, что любая успешная публичная акция должна быть шоу. И не просто каким-то зрелищем, а зрелищем, которое вводит новые смыслы, расширяет привычные границы восприятия.

Порталу "Город Киров.RU" удалось пообщаться с этим неординарным человеком. Мы попытались узнать, что такое шоу и как его создать. Но вместо академического определения "шоу — это..." мы получили серию образов, которые с одной стороны не дали однозначного рецепта, а с другой создали дополнительные пространства для творческого осмысления.

— Всё чаще организаторы различных акций: выставок, соревнований заявляют, что у них есть потребность сделать из мероприятия шоу. В ходе лекции вы сказали о том же. А как сделать шоу? Есть какие-то рецепты?

— Кто-то из китайцев, может сам Конфуций, сказал, что нет смысла ввязываться в битву, если ты не выиграл её ещё дома, сидя на табуретке. Вот и в этом случае, сидя дома в драныхтрениках нужно понять, что пришла пора! Принять решение, что мы делаем шоу. А шоу можно сделать из чего угодно. Из школьного урока русского языка тоже можно сделать шоу. Более того, не просто можно, необходимость в создании шоу уже назрела.

Если на Западе это слово носит отрицательный оттенок, оно связано там с капитализмом и шоу-бизнесом. То у нас в России шоу — это гуманитарное явление.

Сейчас в России существует очень серьёзное недоверие, буквально война между разными слоями общества. При этом, и в андеграунде, и в правительстве все хотят примерно одного и того же. Хотят, чтобы было клёво, интересно и хорошо. Но договориться между собой не могут. Причём тут шоу?

Шоу — это изобретение древнеримских императоров.Им нужно было находить общий язык со своим народом, поэтому и придумали шоу. Шоу — это вещь, которая всех объединяет. Всем становится легко, хорошо, весело и интересно. Таким образом, меняется весь круг смыслов, которые окружают человека.

Если раньше смысл шоу был чисто капиталистическим, чтобы собрать деньги за билеты, то сейчас мы приходим к изначальной ситуации — в древнем Риме никакие билеты на шоу в Колизее не продавали. Императоры считали своей обязанностью развлекать граждан для того, чтобы граждане не устраивали революций, чтобы у них было хорошее настроение, чтобы они не расшатывали империю.

— Зрелище для народа, плебса?

— Да. Но устроители шоу сами являются его первыми потребителями. Мы становимся такими же людьми. Тем самым стирается очень неприятная грань между элитой и толпой. Эти группы у нас стали враждебными друг другу, а должны быть дружественными. Шоу так всем выносит мозг, что все даже забывают, что кто-то кого-то раздражал.

— Понятно, что шоу — это отлично. Но КАК сделать шоу?

— Синоним шоу — это пафос. Пафос — это лечение от скуки. Мы выбираем шедевры сознания и хорошенько их артикулируем, расставляем акценты.

У нас должен быть момент прохода через «триумфальную арку». Что бы мы ни делали, даже день рождения бабушки, и у этого шоу должна быть кульминация, когда появляется торт со свечками. В прессе, правда, всё наоборот, вначале заголовок — триумфальная арка, а затем развивается сражение. Но это тоже шоу со своими акцентами и кульминацией.

Когда мы делаем шоу, мы переходим от арифметики к алгебре. Какие-то вещи мы акцентируем и они становятся точными, а другие убираем, заменяя «иксами» и «игреками». То, что отдельные моменты становятся непредсказуемыми, очень хорошо для шоу. Это позволяет удерживать внимание публики.

— Если посмотреть на том примере, который Вам близок, на примере выставки. Что нужно сделать, чтобы она стала настоящим шоу?

— Обязательно должно быть очень пафосное название. Очень пафосная расстановка всего. Для пафоса нужно добавить дресс-код, специальные приглашения, фейс-контроль.

Здесь нужно исходить из того, что в любом месте есть что-то выдающееся. Брильянты, они под ногами! Если говорить, например, о художниках или произведениях, их нужно только разглядеть. Как там у «Дискотеки Авария»: «...и скажи себе тихо-тихо, что ты супер ди-джей». Очень полезная песня.

И ещё один очень важный момент. Мой любимый учитель Георгий Никиччему меня только не учил. Они говорил, что чтобы разбираться в современном искусстве, нужно разбираться в вине, гонках «Формулы 1», сколько стоит баррель нефти на рынке...

Представьте, чтобы сделать хорошую выставку, в которой, все смыслы складываются в единый трактат, нужно знать, кто чемпион «Формулы 1»!

Шоу — это масштабное обновление контекстов. Шоу — это своего рода обновление гардероба. В ходе шоу происходит резкая смена способа восприятия с академического на попсовый. Но никакие ценности мы при этом, на самом деле, не ущемляем.

По ситуации в Вятке это видно. Здесь есть именитые художники, которые привыкли делать академические выставки. Но если мы делаем из выставки шоу, то выясняется, что у нас не провинциальные художники, а уникальная школа пейзажной живописи, настоящая жемчужина европейскогоизобразительного искусства.

Меняется уровень связей Кировской области с окружающим миром. Когда мы начинаем мыслить и делать как в Нью-Йорке, то мы, по сути, там и оказываемся. Железная хватка наших стереотипов отпускает. И «камень на шее» оказывается «медалью за заслуги». 

Комментарии:

Вы будете первым, кто оставит комментарий.

Новости партнеров