На ходовую часть спецтехники приходится колоссальная нагрузка. Поэтому так важно знать базовые принципы ее устройства – как минимум, особенности конструкции и функциональное назначение ее основных элементов. Это позволит обеспечить контроль их состояния, своевременное выявление и устранение неполадок.
По словам экспертов компании Трак Юнит, ходовая часть гусеничной и колесной спецтехники имеет ряд принципиальных различий. Рассмотрим оба варианта, поговори о ключевых составляющих конструкции каждой системы. Отметим их функциональное назначение и потенциальные уязвимости при эксплуатации.
Как устроена ходовая часть гусеничной спецтехники
Гусеничную спецтехнику можно назвать самой распространенной и востребованной. Она используется в десятках сфер благодаря повышенной проходимости и эффективности.
Основу конструкции ходовой части гусеничной спецтехники составляют:
- Гусеницы – отвечают за сцепление с грунтом. Наличие ленты снижает давление на поверхность. В результате обеспечивается повышенная проходимость техники даже на слабых грунтах.
- Ведущие колеса или «звездочки» – обеспечивают передачу крутящего момента двигателя на гусеницы.
- Цепи – необходимы для передачи движения от звездочек к гусеницам.
- Верхние катки – предназначены для фиксации верхних ветвей гусеницы. Они не допускают ее провисания, не позволяют соскочить с нужного положения, обеспечивают равномерность нагрузки на гусеницы.
- Башмаки – устанавливаются на траки гусениц для увеличения общей площади опоры и снижения давления, оказываемого на грунт.
Основой ходовой части гусеничной спецтехники при этом выступает рама. К ней крепятся все прочие элементы. Также в конструкцию ходовой части машин могут входить экраны, обеспечивающие защиту системы от грязи и мусора.
Как устроена ходовая часть колесной спецтехники
Как и в случае с гусеничными моделями, основу ходовой части колесной спецтехники составляет рама или остов. Под ней подразумевается несущая система, к которой крепятся все прочие элементы. Поэтому от того, насколько жесткой и прочной будет рама, зависит устойчивость, долговечность и эффективность эксплуатации техники в целом.
Второй ключевой элемент ходовой части колесной спецтехники – это подвеска. Она представлена комплексом механизмов, необходимых для связи рамы с колесами. От качества подвески зависит, в том числе, погашение ударов при движении техники и плавность ее хода.
Значимой частью ходовой системы также является движитель, который преобразует работу двигателя во вращательный момент. В нашем случае движителем выступают колеса – ведущие, ведомые, управляемые или комбинированные.