Кировский историк: «Верность партии изживала архитектуру Вятки»
Нередко причиной сноса исторических зданий служили коммунистические идеи
14 декабря 2015. Архитектура Вятки. Хлынов, Вятка, Киров — особенное место, имеющее свою историю, собственную плоскость развития, особый шарм. Провинциальный городок рос и развивался, здесь сложилась самобытная культура. В начале XX века население Вятки составляло лишь 30 с небольшим тысяч человек, а сейчас здесь проживает порядка полумиллиона людей. С течением времени неизбежно происходили изменения, которые отражались на устоях общества, особенностях культуры, архитектурном облике города. Редакция интернет-портала «Город Киров.RU» пообщалась с Алексеем Леонтьевым, историком и работником отдела использования Государственного архива Кировской области, который рассказал о том, как менялась Вятка. Рассказ Алексея позволил погрузиться в историю нашего города с головой и дал возможность проследить, как менялась архитектура города, какие факторы влияли на ее формирование.
Алексей, расскажите, пожалуйста, о своем образовании. Как вы оказались в архиве? Пересекается ли ваша рабочая деятельность с вашими интересами?
— В первую очередь, я выпускник исторического факультета ВятГГУ, вуз закончил еще в 2011 году. В архиве работаю уже три года, с 2012 года. Изначально я работал в отделе хранения документов, но затем был переведен в отдел использования. Наш отдел занимается исполнением социально-правовых запросов различного характера, тематический профиль их достаточно широк. Работа в архиве — это очень благодатная почва для исследований, она дает возможность доступа к документам и фотофонду, которые позволяют наглядно и максимально ясно отслеживать историю города. Город менялся очень стремительно, настолько, что в отдельных случаях можно понять, что это именно Вятка лишь по некоторым отдельным привязкам.
Расскажите, как строился и развивался город в прошлом, на какие идеи равнялись градостроители того времени? Многие наши активисты считают, что в настоящий момент местные архитекторы при проектировании объектов строительства опираются на экономические соображения, то есть, пытаются «выдоить» тот или иной участок по максимуму. Имело ли место подобное в прошлом?
— Не стоит идеализировать старую Вятку, подобные решения принимались и в прошлом. Например, после одного из пожаров в городе Вятке конца XVIII века была сильно повреждена Вознесенская церковь. Она находилась, ориентировочно, на месте бывшего ТЮЗа, ныне «Театра на Спасской». Несмотря на то, что храм был каменный, повреждения были весьма внушительные, в итоге было принято решение его разобрать. Место, на котором находилась церковь, долго пустовало. В то время горожане питали надежды на то, что церковь восстановят, но уже в XIX веке, во втором десятилетии, участок отдали купцам под застройку торговыми рядами. Краеведческий музей, кстати говоря, — это бывшие торговые ряды. Собственно, торговые ряды до сих пор сохранились, они тянулись до Спасского собора вниз к Спасскому спуску. Нижний ярус их остался до сих пор. Два этажа были надстроены в советское время, но нижний ярус — это оригинал. Магазин Клобукова, нынешний Кировский областной колледж музыкального искусства, стоит на месте лавок, они были разобраны в начале XX века.
Какие архитектурные стили использовались в минувшие века?
— До XIX века город был, по сути, деревянным, из камня были исполнены только храмы. После пожаров строения полностью выгорали, даже каменные церкви время от времени приходилось перебирать из-за ущерба, причиненного огнем. Во времена правления Екатерины II начали активно использоваться типовые проекты домов, которые в дальнейшем употребляли все более настойчиво. Губернский архитектор разрабатывал проекты, они утверждались в столице. В городе было распространено правило, например, красить дома в желтый цвет. Во время строительства некоторых домов использовалась лепнина, чтобы подчеркнуть индивидуальность здания. Часто к ней прибегали те жители города, которые не имели возможности построить кирпичный дом, но хотели, чтобы их дом выглядел богато. В начале XX века на Вятке жил архитектор Джмухадзе, который создавал плитки из штукатурки, которой потом обкладывал фасад дома. Благодаря этому дом приобретал более роскошный и изысканный вид. Такие дома сохранились до сих пор, например, на перекрестке Орловской и Володарского, а также на улице Красноармейской, между улицами Свободы и Володарского. Такие дома есть и на улице Свободы, в глубине квартала напротив Вятской гуманитарной гимназии, многие о них не знают, потому что они запрятаны в глубине двора. Если говорить про «кирпичный» стиль - это Прозоровский особняк, нынешнее здание МФЮА и бывшее здание роддома №1 на перекрестке улиц Свободы и Преображенской, а также здание Вятской гуманитарной гимназии. Вообще в городе предостаточно домов, выполненных в «кирпичном» стиле, только нужно уметь их находить. Суть стиля — выкладывание узора необлицованным кирпичом, благодаря его использованию здание приобретало очень нарядный вид. В стиле конструктивизма исполнено здание бывшего административного корпуса КУТШО, оно находится напротив старого здания библиотеки имени Герцена. Далее строились «сталинки», «хрущевки», «брежневки», но они будут заслуживать внимания как памятники архитектуры не ранее, чем лет через 100.
Алексей, как человек, который имеет непосредственное отношение к культуре и истории, как вы относитесь к будущему сносу дома архиерейских певчих на Динамовском проезде?
— Естественно, это не самый разумный выход. Ветхость дома вовсе не означает его обязательную непригодность для жизни и необходимость сноса. Это уже совсем другой вопрос. Вообще, снести можно все, что угодно. Наиболее целесообразное решение — поступать так, как это сделано с домом на улице Герцена, 1, его полностью отреставрировали, в настоящий момент он выглядит просто идеально: восстановлен балкон, перила, он выглядит так, будто его построили только вчера.
Если охватить хотя бы последние два века, много ли исторически и архитектурно ценных объектов было уничтожено?
— Необычных и изысканных домов хватало, но многие из них были исполнены из дерева. Они ветшают и восстановить их зачастую не представляется возможным. Но снесены были и каменные здания, такие как Воскресенский собор, Покровская церковь, Богоявленский собор, Пятницкая церковь, сильно проредили Преображенский монастырь, также поубавился Свято-Успенский Трифонов монастырь - угловая башня, стена и колокольня — это новодел. Была повреждена трапезная при монастыре. На самом деле, если не знать, что это новодел, то никогда и не узнаешь об этом. Надо справедливости ради сказать, что у нас умеют хорошо строить и восстанавливать, когда захотят. Затем была снесена Владимирская церковь, она находилась практически на месте нынешнего кинотеатра «Октябрь». Уничтожена Всехсвятская церковь, она находилась за зданием облисполкома, или по-нынешнему— администрацией области.
А какова причина столь повального уничтожения храмов и церквей?
— Нередко уничтожение происходило по идеологическим причинам, иногда — из соображений практичности, например, если церковь мешала дальнейшей застройке. Например, Всехсвяская церковь была отдала под клуб, но ее начали перестраивать, купола были сняты, но никто не позаботился о том, чтобы сделать перекрытие на зиму. В результате собор пришел в негодность, поэтому решено было его разобрать. Собор Александра Невского был взорван. Сначала его хотели переделать в театр, дом культуры, филармонию, но, увы, он был уничтожен. Конечно, памятник Сергею Мироновичу Кирову казался на тот момент важнее. При этом снос произошел не сразу, различного рода петиции о сносе подавались еще в 20-е годы XX века. Советской властью собор был признан памятником архитектуры государственного значения и решение о его сносе местные власти без разрешения Москвы принять не могли. Там долго не давали хода делу о сносе, но после многочисленных петиций все же поддержали. После сноса территория пустовала 30 лет, все заросло бурьяном, пока в 60-е годы не построили Филармонию, территория, опять же, была облагорожена не сразу, парк появился также с течением времени. Гагаринский парк изначально планировался куда более масштабным, вплоть до самого обрыва коренного берега Вятки. Сейчас он раза в два меньше запланированного. Воскресенский собор, располагавшийся ориентировочно во дворе Центральной гостиницы, практически не «цеплял» ее (под гостиницей оказывалась только паперть и колокольня). Дело в том, что тогдашняя администрация города находилась прямо напротив, сейчас это здание на Московской, 6. Естественно, не всем представителям власти нравились виды из окна на Покровскую церковь (тогда были времена воинствующего атеизма), и ее снесли под предлогом обустройства территории под парк. Но после сноса территория длительное время пустовала, там был заброшенный скверик, который привели в порядок лишь совсем недавно.
Как вы оцениваете современную градостроительную политику города в настоящее время?
Если восстановление зданий в исторический части невозможно по техническим причинам, невозможно или нецелесообразно с финансовой точки зрения, то строительство новых домов должно вестись исключительно с равнением на историю. Новостройки не должны быть аляповатых цветов или многоэтажными. К сожалению, не всегда так получается. Чего только стоит торговый центр «Крым» — безвкусный массив из стекла и бетона, который совершенно нелепо вписался между историческими особнячками. Так не должно быть. У нас старинный самобытный город со своими архитектурными традициями, не Москва, и, тем более, не Нью-Йорк.
Фото: ГАКО, Алексей Леонтьев