Владимир Паюсов, управляющий «Компании ДЮКОН»: «Выживают только сильнейшие и приближенные к власти»
- Как Вы оцениваете ситуацию в лесном бизнесе?
Сегодня в лесной отрасли происходит ряд изменений, есть много сложностей. Одна из них заключается в том, что на данный момент вокруг городов, населённых пунктов, дорог лес почти вырублен, заготавливать его становится все сложнее, потому как дороги для вывоза его из лесных делянок никто не строит. Сегодня в организациях лесной отрасли идёт переориентация: от леспромхозов и им подобных структур в частные фирмы, а последние, как правило, не имеют достаточных средств для строительства дорог для вывоза лесопродукции из лесных делянок. Поэтому с заготовкой леса становится все труднее. Тем не менее, лесной бизнес является основным видом деятельности большинства предприятий в нашей области, и область получает от них огромный доход в виде налогов.
- Какие сложности сегодня у «лесников»?
Сегодня в лесном бизнесе становится работать всё сложнее и сложнее. Это связано с несовершенством лесного и налогового законодательства. «Наверху», во главе с Медведевым, вроде бы что-то пытаются предпринимать для улучшения работы малого бизнеса, но до нас это пока не дошло. С моей точки зрения, сегодня мы все еще встречаемся с такими незаконными действиями госорганов, как отказ Инспекции Федеральной налоговой службы от возмещения налогоплательщикам налога на добавленную стоимость из-за нарушений, допущенных их партнерами по бизнесу, взимание платы за обследования подкарантинной продукции, проводимых Управлением Россельхознадзора по Кировской области и другими. Все это приводит к определенным трудностям в организации деятельности «лесников».
Много вопросов появилось у работников лесной отрасли по организации перевозок лесных грузов в связи с реорганизацией ОАО «РЖД». За последние 2 – 3 недели я побывал на многих совещаниях, посвященных рассмотрению этого вопроса, но так и не нашёл на него ответ: ОАО «РЖД» создало свое дочернее предприятие ОАО «Первая грузовая компания» и до конца 2008 года создаст еще одно подобное предприятие, которым передаст весь принадлежащий ей подвижной состав. Грузоотправителей Кировской области, как, наверное, и в других областях ОАО «РЖД» вынуждает заключать с новыми предприятиями договоры на приобретение в собственность или на аренду подвижного состава (полувагонов и платформ), что увеличит провозную плату примерно на 40 – 80%! До сей поры не ясно, каким образом будут организованы перевозки грузов за границу, в бывшие республики СССР, расположенные на юге, и на Украину. Но как все это будет, посмотрим, время покажет.
Зима 2007 – 2008 года для «лесников» в целом была удачной, было заготовлено много леса. Но и в этом случае нам пришлось столкнуться с такой проблемой: Сыктывкарский, Соликамский и Котласский ЦБК, Архангельский фанерный завод и другие предприятия с начала лета 2008 года прекратили закупку лесопродукции на территории Кировской области в связи с «затариванием». В результате произошло резкое снижение объемов реализации леса. Всё это, конечно, отражается на кировских «лесниках» не лучшим образом.
- Как вы оцениваете идею введения «лесных терминалов»?
Думаю, что сегодня в лесной отрасли нашего региона этот вопрос не проработан должным образом, и создать «терминалы» пока что нереально. Это одни лишь разговоры.
- Как и в каком направлении развивается лесная отрасль сейчас?
Много акционерных обществ в лесной промышленности Кировской области стали банкротами. Их бизнес переходит в частные руки, ну а «частники» немножко мобильнее и хитрее, как-то стараются «выжить». Выживают только сильные. Те, кто не опускает рук, а старается честным путём выжить в создавшихся условиях. И это хорошо, ведь лесной бизнес идёт в гору, лишь бы чиновники не мешали!
- Лесной бизнес сегодня - это…
Нормальное явление. Сегодня лесом занимаются все, кому не лень. Тем не менее, бизнес этот очень сложный. Это бессонные ночи. Это мудрая политика менеджмента. Здесь нужны и опыт, и чутьё. Нас, «лесников», никто не защищает. В этом бизнесе выживают только сильные или те, которые приближены к власти.