ОСАГО: 7 самых частых жалоб автовладельцев на страховые компании
27 июня 2014. Автострахование. Центробанк составил рейтинг жалоб автовладельцев на страховые компании, пишут «Известия».
На первом месте в рейтинге оказались жалобы, связанные с отказом в заключении договоров ОСАГО. По статье 426 п.3 ГК такой отказ является нарушением закона. Граждане, столкнувшиеся с данным нарушением, могут обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. По суду страховщик будет обязан возместить. Также в скором времени может быть принят закон, согласно которому за отказ оформить страховку компании будут платить штрафы: сотрудники – 3-10 тысяч рублей, а юрлица – 300-500 тысяч рублей с юрлица. Однако пока что схема не работает: факт нарушения должен быть «добровольно признан» страховой компанией. В противном случае Центробанк не сможет принять никаких мер.
Второе место по популярности занимают жалобы на навязывание автовладельцам допуслуг: обязательной покупки добровольной страховки или дополнительное страхование водителя и пассажиров. По закону, это опять же нарушение, контроль за которым находится в ведении Роспотребнадзора.
На третьем месте – жалобы на то, что получать страховое возмещение после аварии порой приходится в отдаленных населенных пунктах. Специалисты уверены: пункты выплат переносятся подальше от центра нарочно, чтобы затруднить автовладельцам получение выплат. Это является нарушением законодательства, требующего, чтобы каждый продавец ОСАГО имел филиалы в каждом регионе страны. Однако – еще одно упущение – в законах не прописано конкретное место расположения филиалов и количество подразделений. Поэтому в данном случае обращаться в суд будет бесполезно.
Четвертое место занимают жалобы на слишком низкие выплаты по полисам ОСАГО. По данным Российского союза автостраховщиков, средняя выплата по ОСАГО составляет всего 37,8 тысяч рублей. И даже чтобы получить эти деньги, каждый шестой водитель вынужден обращаться в суд. Обычно по решению суда выплаты увеличиваются в среднем до 50 тысяч. Впрочем, с 1 октября максимальные выплаты по ОСАГО вырастут со 120 до 400 тысяч в случае ущерба имуществу в ДТП и со 160 до 500 тысяч в случае ущерба жизни и здоровью.
На пятом месте жалобы на то, что страховщики слишком долго рассматривают заявления потерпевших. По закону, ответ от страховой компании о выплатах, либо об отказе в них должен быть получен в течение 30 дней. За каждый день задержки страховщик платит неустойку. Взыскать ее можно через суд.
Отказ в приеме заявлений по убыткам занимает шестое место в рейтинге жалоб автовладельцев. Впрочем, в этой ситуации чаще всего виноваты сами автовладельцы, которые предоставляют не полный пакет документов, обозначенных в пунктах 51, 53-56 и 61 правил ОСАГО. Если автовладелец собрал документы в соответствии со списком, а страховая компания требует дополнительные бумаги, нужно обратиться в общество защиты прав потребителей.
Завершают рейтинг жалоб обращения автовладельцев по поводу ошибок в системе ОСАГО. Ситуации, когда работник страховой компании неверно набирает данные и лишает клиента страховой премии, нередки. В данном случае информацию можно восстановить, обратившись в Российский союз автостраховщиков и далее в суд.