Новостной портал "Город Киров"
23 мая, Киров 14,4°
Курс ЦБ 79,71 90,52

Мы используем cookie.  Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика,top.mail.ru, LiveInternet.

Интересное 0+

Педагогические принципы Николая Цискаридзе

Артист балета Николай Цискаридзе в 2004 году начал преподавать в Московском хореографическом училище, а в 2013 году возглавил Академию Русского балета имени Вагановой. 

Давайте узнаем, каких ключевых педагогических принципов звезда балета придерживается в своей работе с учениками.

Предназначение

Многие российские знаменитости отмечают, что с самого детства они были окружены лучшими педагогами, горевшими своим делом, именно такой подход к образованию позволил воспитать в них те личности, которые вы видите на экранах https://uznayvse.ru/znamenitosti/.

Цискаридзе не раз отмечал, что с самого детства был окружён педагогами, горевшими своим делом. Главными из них были три женщины.

Учительницей была его мама, Ламара Николаевна: по образованию физик, она преподавала физику и математику в одной из школ Тбилиси.

Педагогом была и его няня Фая, которая, как гласит легенда, вынесла вердикт о будущем маленького Николая, едва его привезли из роддома. Едва мальчика распеленали, она посмотрела на его ноги и сказала: «Будет балеруном».

А когда Цискаридзе поступил на службу в Большой театр, его главной наставницей стала Марина Семенова. Артист признавался, что она, после няни и мамы, стала самым важным человеком в его жизни, сформировала его как личность, научила одновременно великодушию и несгибаемости.

Уважение к педагогам у Цискаридзе было заложено едва ли не с пелёнок. Поэтому в этом он видел своё предназначение. По словам Николая Максимовича, он преподаёт с 20 лет, а в 1996 получил диплом педагога-репетитора.

Дисциплина превыше всего

После назначения ректором Академии русского балета имени Вагановой одним из первых достижений Цискаридзе балетные критики называли именно «повышение дисциплины в учебном заведении». И первым делом вернул в учебное заведение привычную ему по временам детства и юности «военную дисциплину» вместо ужаснувшей его «атмосферы рынка».

Это неудивительно, учитывая, что сам Николай прошел через строгую школу своего педагога Петра Пестова, который, по словам артиста, был очень требовательным, частенько унижал и доводил до слёз.

Тем не менее, как педагог Николай Максимович – человек понимающий. Но вместе с тем очень и очень требовательный. Ученикам он никогда не спустит с рук два момента: невнимательность и лень.

Послушание

Николай Цискаридзе уже в юности был остёр на язык и всегда высказывал своё мнение. Везде, кроме репетиционного зала – его педагоги никогда не позволили бы пререкаться. Он придерживается их традиций и сейчас. Если необходимо отработать классическое движение, то оно отрабатывается в точности, без какой-либо «отсебятины».

«Я был покладистым учеником, благодаря этому стал большим профессионалом, а уже потом – строгим учителем», – говорит Цискаридзе. Лояльных и мягких преподавателей на его пути не было. И дело не в бесчеловечности: сама профессия артиста балета подразумевает титаническую работу над собой: «Если ты что-то делаешь неправильно, то на сцене упадёшь».

Драматургия и техника идут рука об руку

Цискаридзе придает особое значение наполнению технически безупречной хореографии выпускников драматургией. По его мнению, именно это и отличает русский балет от западного. Эмоциональная составляющая танца так же важна, как и техника.

Важен талант, а не родословная

Интересным аспектом педагогической философии Цискаридзе является его отношение к детям знаменитостей. Он открыто заявляет, пришёл в искусство, можно сказать, с улицы, и ни в коем разе не является «династическим ребёнком». Поэтому он не переносит детей звёзд. По крайней мере, пока они не заслужат уважения упорной работой.

Кроме того, он без колебаний говорит ученику правду, если понимает, что тот попросту не подходит для большой сцены. Не все воспринимают информацию адекватно, но Цискаридзе убежден, что чем раньше человек услышит горькую правду, тем лучше.

Неграмотный человек не может стоять на сцене

Цискаридзе уверен, что артистам балета необходимо не только танцевальное, но и общегуманитарное образование. Ему не нужно знание точных дат, но важно понимание контекста. Чтобы у будущих выпускников училища было представление, что они будут танцевать. В пример он приводил современных звёзд, которые считают, что смогут станцевать Спартака, лишь посмотрев фильм «Гладиатор».

Любовь к русской школе балета

Николай активно продвигает уникальность российской системы художественного образования. Он неоднократно заявлял, что делает все, чтобы то прекрасное, что создала российская культура, прославляло ее в мире. Цискаридзе с гордостью подчеркивал, что его ученики «никогда не уезжают за границу», а выпускники-иностранцы так влюбляются в Россию, что стараются в ней остаться.

Международный культурный обмен

Под руководством Цискаридзе воспитанники академии регулярно участвуют в международных гастролях и проектах. Например, в 2017 году в рамках проекта «Русские сезоны» студенты академии представили в Японии сюиту из балета «Фея кукол», а в 2019 году они снова гастролировали в Японии с тремя балетами. Сам Цискаридзе проводил мастер-классы для японских педагогов, что ещё раз говорит о его стремлении распространять традиции русской балетной школы.

Автор: Дарья Кошкина “Узнай Всё”

Новости партнеров