«Почему в одном и том же поезде, на одно и то же расстояние, верхняя и нижняя полки стоят по-разному? Порой разница достигает двукратного размера. За что мы платим? За возможность не карабкаться наверх?» — таким вопросом подписчица Дзен-канала «ZakonGuru».
И далее она развивает мысль: «На практике всё выходит с точностью до наоборот. Нижняя полка становится проходным двором: на ней постоянно сидят попутчики, их дети, заглядывают соседи. О каком личном пространстве может идти речь? В то же время верх — это твоя личная территория под потолком, куда никто не вторгается.
Но парадокс в том, что пассажиры снизу нередко ведут себя как хозяева купе. А тот, кто купил две нижние полки, и вовсе чувствует себя властелином вагона.
Выходит, мы доплачиваем за неудобства, выдавая их за привилегию. Это похоже на покупку VIP-ложи в театре, в которой вам всю пьесу придётся простоять, потому что ваше кресло займут другие.
Почему бы не установить единую стоимость? Возможно, это помогло бы избежать многих конфликтов и хитрых манипуляций с обменом мест».
Законодательная основа ценообразования
Почему же цены на верхние и нижние места в вагоне различаются? Ответ, как ни странно, прост: потому что перевозчик имеет на это право.
Согласно Федеральному закону «О железнодорожном транспорте», именно компания-перевозчик устанавливает тарифы и сборы. Государство в лице Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) лишь определяет верхние границы цен, не допуская злоупотреблений со стороны естественной монополии, коей является РЖД.
В рамках этих лимитов перевозчик может устанавливать скидки. И именно скидкой, а не наценкой, по сути, является разница в цене. Нижняя полка — это стандартный тариф, а верхняя продается дешевле, чтобы привлечь пассажиров.
Маркетинг против комфорта: почему верхние полки дешевле?
Причина непопулярности «верхов» проста и прозаична: на них физически тяжелее забраться. Это неудобно пожилым людям, пассажирам с проблемами здоровья или просто тем, кто не хочет лишний раз совершать акробатические этюды.
Как неофициально отмечают сами железнодорожники, если уравнять цены, половина верхних полок будет пустовать. Скидка — это рыночный механизм, который стимулирует спрос на менее востребованные места. Аналогичный принцип применяется и к другим «неудобным» местам, например, к боковым полкам в плацкарте или местам у туалета.
Возможен ли единый тариф?
Скидки на верхние полки были не всегда. В определённые периоды они действовали только на неудобных рейсах, а в сидячих вагонах и сегодня все места стоят одинаково.
В 2023 году было дано поручение о модернизации пассажирских составов. Какими они станут и как это повлияет на ценообразование — покажет время.
Однако эксперты сходятся во мнении: пока в вагонах сохраняется принципиальная разница в комфорте доступа к месту, маркетинговая политика дифференциации цен вряд ли изменится. Перевозчики будут и дальше использовать гибкий тариф, чтобы равномерно заполнять вагоны.
Читайте также:
- Проверил секретный лайфхак плацкарта — теперь езжу как в люксе, а плачу копейки
- Скандал в купе: как пенсионер уступил место и оказался в больнице
- Я выкупила все места в купе и оказалась врагом номер один для проводника
Фото: gorodkirov.ru