
После увеличения налога на имущество местные бюджеты ждет значительное пополнение. Общая сумма доходов от налога на имущество физических лиц, по предварительным данным, должна возрасти до 100 миллионов рублей. Сейчас сумма доходов за год составляет порядка 22 миллионов рублей. Но для того, чтобы провести переоценку имущества, по словам Елены Ковалевой, главы департамента финансов Кировской области, необходим 51 миллион рублей. Эту сумму должны будут найти муниципалитеты.
Коэффициент перерасчета стоимости помещений — 8,22
Увеличение налога связано с обязанностью регионов изменять инвентаризационную стоимость объектов недвижимого имущества в соответствии с уровнем цен года. В Кировской области она не менялась с 1998 года, потому сегодня поступления от этого налога не окупают даже расходы на работу по его сбору.
Никита Белых:
- Это вынужденная мера, но она позволит повысить собственные доходы местных бюджетов, которые пойдут на решение проблем конкретных поселений. А их жители – через сходы, депутатов и так далее – могут и должны контролировать этот процесс.
В соответствии с динамикой инфляции был установлен коэффициент перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в размере 8,22 к уровню цен 1998 года.
Все имущество должно быть переоценено до 1 декабря
Отметим, что этот документ вступил в силу с 26 марта 2010 года. Именно с этого дня КОГУП «БТИ» уже применяет новый коэффициент при определении инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества при совершении сделок. Имущество, которое было приобретено ранее, должно быть переоценено с учетом этого коэффициента до 1 декабря 2010 года.
В Правительстве Кировской области подчеркивают, что муниципальным образованиям рекомендовано дифференцировать ставки налога в зависимости от объекта недвижимого имущества. Прежде всего, ставки на жилые и нежилые строения. Причем, ставки налога на жилые помещения рекомендовано снизить до максимально возможного уровня.
Собственники станут платить за то, что фактически эксплуатируют
Сейчас, как отмечает Елена Ковалева, ряд производственных объектов (даже цеха) оформлены как собственность физических лиц, а потому местные бюджеты недополучают часть средств. Бывают и ситуации, когда жители поселений платят налог на имущество, которым фактически не пользуются или которое пришло в негодность. Новая схема начисления налога, по мнению чиновников, должна привести к тому, что собственники станут платить за то, что фактически эксплуатируют. При этом инвентаризационная стоимость объектов имущества может быть уменьшена с учетом их физического износа.
Вера Чернова, генеральный директор КОГУП «БТИ»:
- Действительно, при исчислении ставки налога на имущество может быть учтено изменение физического износа объекта. Для этого собственнику имущества необходимо обратиться в органы БТИ с просьбой провести переоценку износа здания. По результатам обследования размер уплачиваемого налога на это имущество может быть значительно снижен. Заодно будут выявлены проблемные участки объектов, о которых его собственники могут даже не подозревать.
Чтобы налог не стал серьезной обузой для людей, органы местного самоуправления должны подходить к исчислению налога дифференцированно.
Александр Жданов, глава города Котельнич, председатель Ассоциации муниципальных образований Кировской области:
- Это самый справедливый налог. Если у человека есть дом, то к нему он, разумеется, хочет провести дорогу, освещение и так далее. Это те затраты, которые несет бюджет, чтобы обеспечить собственнику комфортное пользование своим имуществом. Я считаю, что налог на имущество в новом виде позволит решать все эти вопросы системно, на плановой основе.
Платить по новым ставкам налога на имущество жители области станут с 2011 года. Сроки уплаты остаются прежними: 15 сентября и 15 ноября.
Льготы по уплате налога
Напомним, что в соответствии с федеральным законом «О налоге на имущество физических лиц» существуют льготы по уплате налога. Полный перечень их можно найти здесь. Кроме того, муниципальные образования вправе расширить этот перечень.
Для справки:
Средняя инвентаризационная стоимость одного объекта налогообложения в Кировской области – самая низкая в Приволжском федеральном округе - 35,5 тысячи рублей. Средняя по ПФО – выше в 4 раза, по России – в 4,6 раза. По предварительным данным областного департамента финансов, после увеличения ставки налога средняя инвентаризационная стоимость объекта налогообложения в Кировской области по-прежнему останется одной из самых низких в ПФО. Средний платеж по налогу на имущество жителей сельских поселений Кировской области составляет от 12 до 20 рублей. Средний платеж жителей Кирова – 47 рублей. Планируемый средний платеж по области после повышения налога - 165-170 рублей.