Жизнь в городе

Пять причин, почему выпускников школ ожидает разочарование после вуза

Мы поговорили с преподавателем одного из кировских вузов. Получилось объективно, а главное - правдиво

Выпускники школ, заканчивая учреждение и успешно написав ЕГЭ, надеются поступить в престижный вуз, получить качественное образование и найти работу по специальности, которая будет приносить деньги за полученные знания. Но многие по ходу обучения в высшем учебном заведении снимают розовые очки и смотрят на ситуацию совсем по-другому.

Ведь очень часто бывает такое, что свежевыпеченные специалисты-бакалавры идут после учебы совсем не по специальности, потратив на учебу от 4 до 6 лет времени и энную сумму денег. А к тем, кто находит себе работу по специальности, приходит разочарование.

Мы поговорили с одним из таких выпускников, окончивших опорный вуз по специальности «история России». Сейчас он работает преподавателем истории в школе поселка Даровской. Он один из немногих, кто почувствовал внутреннюю кухню системы образования и на сложившуюся с выпускниками ситуацию у Дмитрия есть объективное мнение.

Дмитрий, 24 года, Киров-Даровской:
Один из основных факторов — это, конечно же, безработица. Вуз выпускает специалистов, но только кому они нужны, когда у нас нигде работы нет? А если даже и есть вакансии, то выпускников-бакалавров просто не берут, потому что у них нет опыта. Больше внимания сейчас обращают на магистров или аспирантов. И, конечно же, система образования оставляет желать лучшего. На новой работе по специальности после вуза выпускник не пользуется тем багажом знаний, который он получил ранее, а получает бесполезную информацию и дополнительный функционал, который никак не касается нового работника. Еще на поиск работы влияет престиж вуза. Взять, к примеру, условный кировский вуз и МГУ. На кого больше будут смотреть? И отсюда мы делаем вывод, почему по специальности никто не идет. Почему девушки вместо работы по специальности начинают ногти наращивать, заниматься маникюром? Потому что это всегда актуально и прибыльно, а тем более, это приносит удовольствие. Что касается меня, то я примерил на себя то, что описал выше, хоть и прекрасно знал, куда иду. Помимо преподавания истории на мне лежат отчетности и прочие обязанности, которые я выполнять не должен по сути. И все это за маленькую заработную плату.

Практически аналогичным мнение оказалось и у кандидата филологических наук, преподавателя русско-зарубежных литературных связей, Поляковой Ольги Анатольевны:

Я могу только сказать по своим ученикам, потому как мы готовим к выпуску будущих учителей. На них и приведу пример. Их зачастую ожидает разочарование, потому что ожидания совсем не оправдываются. Работа учителем очень трудоемкая, и ребята понимают, что на это уходит очень много сил. Труд у них совершенно ненормированный. Учителя ведут уроки, готовят лекции, проверяют домашние задания на дому. Это, и другой большой багаж обязанностей оплачивается в среднем за 14 000 рублей. Объем труда и заработная плата совершенно непропорциональны. Это маленькие деньги. И поэтому многие уходят из школ. Недавно я видела, что по Кировской области в школы требуются более 600 учителей. Еще один важный фактор — это разрыв теории (то, чему учили в вузе) и практики. Сейчас учебная программа устарела, и она определенно требует совершенствования. Важная проблема — не хватает узких специалистов. К примеру, раньше студенты учились на филолога, и у них была специализация, что позволяет конкретнее выбрать ту область, которой хочет заниматься студент и быть профессионалом именно в этом. Сейчас же все не так, и узких специалистов нет. К тому же, не совпадают потребности Кировской области с потребностями выпускников. Что касается тех, кто идет учиться для знаний, а кто для диплома, то я рада, что процент первых, хоть и небольшой, все еще остался. Но в своем большинстве, студенты в вузе учатся только для диплома. Забыла уточнить, что бакалавр — это по сути незаконченное высшее образование. Работодатели понимают, что «недоучки» им не нужны. А что касается престижа вуза — да, на это смотрят. Но может быть и такое, что условный экономист из среднего вуза может знать и понимать свое ремесло гораздо больше, чем плохой специалист из какого-нибудь элитного вуза.

Подытожим и выделим несколько аспектов, почему большинство выпускников ожидает разочарование.

  • Безработица;
  • Расхождение между ожиданием и реальностью;
  • Финансовая составляющая;
  • Устаревшая система образования;
  • Маленький опыт работы по специальности, или его отсутствие.

Можно понять, что первокурсников одолевают амбиции и юношеский максимализм еще не пропал. Но со временем многие понимают, что поступили совсем не туда, куда хотели, и никаких плодов это не принесет.

И тем не менее, нынешние выпускники школ успешно справляются с ЕГЭ и легко поступают в самые лучшие вузы, о чем писал наш журналист. Будем надеяться, что ребята найдут себя, получат нужные знания и достигнут той планки, которую они себе задали.

А как получить больше 240 баллов за ЕГЭ, рассказали сами выпускники. Почитать об этом можно здесь.

Фото: pixabay.com

Автор: Редакция
Следите за новостями в Google News