В конце 2025 года в центре внимания россиян снова оказалось дело о квартире Ларисы Долиной: суд вынес приговор по одному из самых громких дел последних лет. Среди осужденных, кстати, оказалась и уроженка Кирова Анжела Цырульникова, получившая 7 лет колонии и миллион рублей штрафа.
Напомним, что в 2024 году имя народной артистки Ларисы Долиной оказалось в центре масштабной истории, где тесно переплелись доверчивость, психологическое давление и мошеннические схемы, ставшие больной темой последних лет.
Все началось с телефонного звонка, который певица позже назовет роковым. Согласно ее словам, на другом конце линии были неизвестные, представившиеся сотрудниками банка и правоохранительных органов. Они убедительно сообщили о «серьезной угрозе» ее счетам и настаивали на срочных действиях для «спасения средств». Под их диктовку артистка оформила сделку купли-продажи своей квартиры в Хамовниках стоимостью 200 миллионов рублей и перевела полученные деньги на якобы «безопасный счет».
Покупателем элитной недвижимости за 112 миллионов стала предпринимательница Полина Лурье. Сделка прошла официально — через нотариуса, с полной оплатой, регистрацией права собственности и переездом. На первый взгляд, все выглядело безупречно. Однако спустя непродолжительное время Лариса Долина подала в суд, утверждая, что действовала в состоянии стресса и под влиянием обмана, фактически не осознавая последствий своих действий.
Полина Лурье, в свою очередь, обратилась с встречным требованием — выселить певицу из квартиры. В итоге суд встал на сторону Долиной, признал сделку недействительной и вернул квартиру первоначальной владелице. Иск Лурье отклонили и апелляционная, и кассационная инстанции, однако Верховный Суд РФ истребовал дело себе для проведения разбирательства, а сама Долина в эфире программы «Пусть говорят» на Первом канале публично пообещала вернуть Лурье всю сумму, назвав их обеих пострадавшими:
«Это меня обманули мошенники. Вы также пострадавшая. Я — от рук мошенников, а вы — от того, что потеряли и деньги, и квартиру. Я очень надеюсь, что мы с вами все же встретимся и договоримся. Я вам верну все деньги за квартиру», — сказала народная артистка России.
Однако по своему общественному резонансу дело с участием народной артистки России неожиданно оказалось подобно настоящей бомбе. Появилась даже статья в Википедии под названием «эффект Долиной» или «схема Долиной», под которым понимается история, когда продавец жилья (чаще всего женщина-пенсионерка) продает квартиру, получает за нее деньги, а потом подает на покупателя в суд, заявляя что действовала под влиянием мошенников и не осознавала, что делает. В итоге суд возвращает ей квартиру, а добросовестный приобретатель остается и без недвижимости, и без денег.
Решение породило волну аналогичных обращений от граждан, ставших жертвами подобного рода мошенничества, — многие из них теперь пытаются вернуть утраченное имущество через суд.
«Не установлено никаких процессуальных действий, которые на 100% могли бы гарантировать безопасность сделки. Дело Долиной показывает, что могут быть основания абсолютно любого плана для разворота сделки», — рассказал риэлтор Евгений Скоморовский в интервью радиостанции «Говорит Москва».
По следам всей этой истории «Город Киров.RU» поговорил с кировским экспертом по недвижимости Юлией Нзузи и о самой «схеме Долиной», и о том, как можно избежать попадания в нее.
«Лично у меня таких ситуаций не было, но вообще в Кирове эти истории случались. Уже несколько таких кейсов, причем они происходили даже с профессионалами на рынке недвижимости, включая флиппинг-компании, которые занимаются выкупом квартир под ремонт с целью их последующей перепродажи», — говорит Юлия.
По ее словам, сейчас такими схемами стали промышлять не только бабушки и дедушки пенсионного возраста, но и люди средних лет и даже молодежь. Таким образом, налицо явная угроза рынку в целом, особенно — в секторе вторичного жилья.
«Вся проблема заключается в том что судебная практика в России пока что направлена только на то, чтобы признавать эти сделки недействительными, расторгать их, возвращать собственность продавцу. — а покупатель у нас остается полностью незащищен, остается ни с чем», — поясняет госпожа Нзузи.
Первое, на что стоит обратить внимание при заключении подобных сделок, говорит она — это выяснить, куда после сделки переезжает продавец. То есть иначе говоря, является ли продаваемая квартира у него единственным жильем. Если он говорит, что переезжает к детям, сестре, дяде и так далее — по возможности связаться с ними, организовать встречу или хотя бы видеозвонок, чтобы убедиться в их наличии. А если и после этого остались сомнения, то не покупать такую квартиру.
«Очень хорошим способом является анализ кредитной истории продавца. Мы запрашиваем кредитные истории, все, которые у него есть в различных кредитных бюро и смотрим. Если человек в ближайшее время прошедшее набрал определенное количество займов, кредитов и так далее, То есть это уже является звоночком, показывает нам типичное поведение ведомого продавца в такой ситуации. Конечно, от такой сделки лучше отказаться», — добавляет Юлия.
Очень важный момент, по ее словам — это соответствие цены продажи общим условиям рынка: если цена на 30-40 процентов ниже рыночной, то необходимо обязательно выяснить у продавца, почему такой большой дисконт и с чем это связано (та же Долина продала Полине Лурье свою квартиру, снизив рыночную цену почти на 45%).
Хорошим средством от такого является так называемое титульное страхование, при котором страхуется само право собственности на квартиру:
«Если в итоге сделка оспаривается или расторгается, то страховая компания компенсирует стоимость новому покупателю. Сложность в том, что страховые компании тщательно проверяют объекты, перед тем, как взять их в работу, поэтому они могут просто в страховании титула по такой квартире», — предупреждает Юлия Нзузи.
Прокомментировала специально для нас эксперт и внесенную в Госдуму идею так называемого «периода охлаждения». Под ним понимается разрыв между самой сделкой купли-продажи квартиры и государственной регистрацией права собственности на нее, в течение которого денежные средства покупателя нельзя будет снять со счета:
«Это очень сильно бьет по альтернативным сделкам. То есть, когда мы что-то продаем и покупаем взамен. А у нас этих сделок сейчас очень и очень много. Алгоритм действия "периода охлаждения" здесь не ясен и до конца не отлажен. Для решения этого вопроса надо выслушать предложения профессиональных участников рынка, судей, адвокатов, юристов, риэлторов. Потому что здесь мы не должны уйти в другую крайность, когда добросовестные продавцы не могут совершить сделки по вине недобросовестных ведомых покупателей».
Юлия Нзузи убеждена, что вопрос со «схемой Долиной» тоже будет решен так или иначе, но привлеченный к этой теме общественный резонанс явился хорошим двигателем законодательной базы в области купли-продажи жилья.
Ранее мы уже рассказывали о тех случаях из практики, когда квартиры в результате «эффекта Долиной» доставались как продавцам, так и покупателям. Подробности можно прочитать в нашем материале. Также мы писали о том, что именно Киров в октябре стал лидером среди российских городов по снижению цен на аренду однокомнатных квартир.