Рейтинг@Mail.ru
Новостной портал "Город Киров"
21 июня, Киров 24.8°
Opinion Добавить в закладки

Сергей Исаков

Сергей Исаков
Фотография автора
Автор: Редакция
Город Киров: Сергей Исаков

Сергей Исаков, фотохудожник

В октябре в «Галерее прогресса» состоялась встреча с Сергеем Исаковым. Уроженец Серова, живущий и работающий в Париже. Автор серии работ, выполненных с помощью уникального плёночного метода «серебряно-желатиновая печать». Художник, чьи снимки делили пространство с известными мэтрами фотографии: Ральфом Гибсоном, Марио Джакомелли, оказался в нашем городе не случайно. Дело в том, что знакомство с вятской фотографией сыграло не последнюю роль в его творческом становлении, признался Сергей в интервью порталу «Город Киров.RU».

Сергей, что явилось причиной смены парадигмы ваших интересов? Как фотокорреспондент «Огонька» предпочёл редакционным командировкам жизнь свободного художника и занялся искусством фотографии в чистом виде?
— Одной из причин для подобной смены деятельности стало моё знакомство с известным кировским фотографом Алексеем Мякишевым, также проживавшим на тот момент в Москве. Алексей увлёк меня искусством фотодокументалистики, вместе с ним мы ездили снимать Вятский крестный ход. Со временем появилось желание создать собственную историю и сделать это на более сдержанном и достоверном языке, нежели пёстрый язык сми, - языке документального фото. К созданию первого проекта подтолкунли и жизненные обстоятельства. Разведённый. Без чёткого плана действий. С камерой друга в руке и ключами от предполагаемого жилища в кармане я оправился в Сибирь, в родной город Серов. Там среди холода, снегов, промышленных пейзажей было положено начало первой серии снимков «Сибирь. Белая дорога».
Как судьба связала вас с Европой. Францией?

— Ещё до знаковой встречи, о которой далее пойдёт речь, я совершал поездки за границу и всё больше убеждался, что фото там намного востребованнее. Одной из таких поездок – стало путешествие в живописный город Арль (юг Франции) на ежегодный фото-фестиваль. Приблизительно весной 2009 года в Москве я встретился с французским галеристом, который заинтересовался моими работами. Эта весьма случайная встреча изменила судьбу. Я заключил контракт с Парижской галереей «Lucie Weil and Seligmann». В честь моей первой выставки галерея сделала подарок - в соседнем зале разместились работы русских художников Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой. Впоследствии я закончил серии «Белая дорога», «Полярная ночь», ещё раз побывав в Воркуте, родном городе – Серове, деревушке Усть-Кара на берегу Ледовитого океана. С новой аппаратурой была создана незаконченная серия «Абстрактное», были сделана кадры из самого последнего цикла «Италия». 

город киров: новости кирова

В чём на вашем взгляд преимущество чёрно- белого фото перед цветным? И планируете ли вы переход к последнему? 

— В чёрно-белой цветовой гамме меня привлекают : графичность, простота, честность. Чёрно-белое фото вызывает больше доверия, нежели цветное изображению, его невозможно подделать, в нём больше выражена связь с прошлым, мыслями, пришедшими из памяти. Данная гамма весьма подходит для работы со снежным пространством, и поскольку работа с ним ещё не закончена – в переходе к цвету нет необходимости.
Чем по-вашему русское фотоискусство отличается от французской фотографии?

— Во Франции исторически визуальное искусство намного развитее, чем в России. В этом и разница отношений к данному виду творческой деятельности. Во Франции направления: фото, живопись, графика тесно связаны друг с другом и не разделяются. В ведущих музеях Парижа зал фотографии находится в 2 шагах от произведений Ван Гога. Работы фотомастеров продаются на уровне живописных. Французы изучают искусство фотографии, начиная с детских лет. Бережно относятся к любому куску бумаги, изучают её. Каждая французская семья считает своим долгом хранить семейные фото, фото-архивы семьи переживают целые поколения. В России же данный вид творческой деятельности воспринимается, как младший брат искусства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ещё будучи фотокорреспондентом «Огонька», стал свидетелем страшной картины: двадцатилетние фото-архивы журнала в мусорных вёдрах выносились на помойку - новый коммерческий директор посчитала снимки устаревшими. 

Город Киров: Новости Кирова

В чём особенность отношений французского фотохудожника и галереи, в которой он выставляется?

— Надо сказать, что работа в галерее — единственный шанс для фотографа заработать деньги, добиться признания. Поэтому борьба за место под солнцем достаточно нешуточная. В Париже 2000 галерей, 200 из них фотогалереи, и ежедневно 7-10 человек приносят сюда свои работы. Галерейный бизнес очень прибыльный. Доход от продаж работ в среднем делится 50 на 50. Галерист берёт фотографа на работу только в том случае, если видит в нём перспективу, причём неплохую перспективу. Так что не зря говорят, что художник женится на галеристе, иначе как брачными эти тесные отношения не назовёшь.

Как бы вы оценили работы вятских фотографов? Какого рода снимки лично сделали бы в нашем городе?

— Интересно, что Вятка никогда не оставалась без ярких фотографов-художников. Сергей Лобовиков! В Советские годы: Михаил Перевощиков, Николай Зыков, в 90 е – Владимир Покрышкин, Алексей Мякишев, Евгений Самарин. Все они делали восхитительные репортажные фото, а в них передавали все своеобразие своей глубинки. Грустно, что этим именам не придаётся должного значения. В работах вятских фотографов больше художественности, чем, например, в фотографиях москвичей. В московском фото чувствуется подражание западному стилю, широко используется компьютеризация. В вятской фото больше искренности, живости, причастности к природе. В данном случае определенная художественная неграмотность стала плюсом, своеобразным стилем.

У меня есть большая мечта — сделать книгу о реке Вятке. Изучить её от истоков до впадения в Каму. Сделать серьёзно. Собрать огромный художественный материал. 

Город Киров: Новости Кирова

И напоследок. Какое напутствие можно дать тем, кто снимает?

— Нужно снимать то, что понимаешь, что у тебя внутри остаётся живым. Ищите то настроение, которое хотите переложить на бумагу. И самое главное, никуда не уезжайте! Снимайте жизнь вокруг себя, поддерживайте своих коллег по любимому делу. Ни Алтай, ни Сахалин не заменят вам прекрасного места — Вятки!

Скажу ещё и о «Галерее Прогресса». Появление подобного центра- большая удача для Кирова. Данная площадка приближает город к уровню столичных городов, а также является образцом хорошего вкуса, сосредоточением местных художеств. Даже в Европе подобных центров отнюдь не так много, как кажется.
Работы Сергея Исакова отличает строгость линий, широта охвата действительности. На стыке тёмных и светлых оттенков встречаются день и ночь, радость и отчаянье, привычность и неизбежность, смерть и жизнь. Как заметила журналист Людмила Лунина, от карточек фотографа веет апокалиптической неизбежностью, они напоминают, что человек не вечен. Тем не менее, люди запечатлённые на снимках, непроходимые снега и постсоветское переживание действительности уже вошли во вневременную категорию, как и любимый город Исакова — Воркута, настоящее царство мёртвых. 

Комментарии:

Вы будете первым, кто оставит комментарий.

Новости партнеров