Рейтинг@Mail.ru
Новостной портал "Город Киров"
25 апреля, Киров 3.5°
Курс ЦБ 92.51 98.91
Жизнь в городе

Школьников ожидает эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды

В апробации примут участие 14 регионов, при этом к 2024 году такая модель должна появиться во всех субъектах страны 

В России с 1 сентября 2020 года планируется провести двухгодичный эксперимент по внедрению в российских школах и колледжах цифровой образовательной среды. Инициатива исходит от Министерства просвещения РФ. Известно, что проект уже опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. 

Что такое цифровая образовательная среда (ЦОС)? Это совокупность условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, которые обеспечивают освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Так говорится в документе проекта. 

По задумке, эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых продлится до 31 декабря 2022 года. При этом для апробации отобрано 14 регионов — это Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области, Алтайский и Пермский края, а также Ямало-Ненецкий автономный округ. Кировской области тут нет. Но в рамках проекта предполагается, что к 2024 году целевая модель ЦОС будет внедрена по всей стране.

При этом в Министерстве просвещения дают пояснения: цифровая образовательная среда не равна дистанционному образованию. Это значит, что с началом нового учебного года все школьники будут обучаться в привычном режиме. Тогда же начнется эксперимент по внедрению в школах и колледжах цифровой образовательной среды. В частности, проект предполагает создание учебных материалов в электронном виде (видеоуроки, упражнения); к цифровой образовательной среде подключат и административные сервисы. Речь идет об электронном журнале и документообороте, записи в библиотеку и финансово-хозяйственное планировании, учете достижений и расписании. 

— Речь идет не о замене одного вида обучения, — очного — другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны, - отметил министр просвещения Сергей Кравцов.

Благодаря цифровой образовательной среде учащиеся и школы получат:

  • доступ к высокоскоростному интернету для занятий в школе;
  • доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов для расширения предметных знаний;
  • решения, в случае, если ребенок не имеет возможность посещать школу, быть всегда на связи с классом и учителем;
  • интеграцию государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС;
  • возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий;
  • автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки педагогов от излишней бумажной работы с отчетами.

Как дополнили в Минпросвещения, ЦОС создает условия в традиционной классно-урочной системе с применением возможностей электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с возможностью использовать электронные информационные и образовательные ресурсы.

Новый проект, как считает директор Вахрушевской школы Слободского района Игорь Олин, вполне реалистичный и современный, а в нынешних условиях он необходим. 

— Цель проекта — создание и апробация цифровой образовательной среды и обеспечение возможности использования ЦОС на постоянной основе на всей территории  страны — внушает осторожный оптимизм. Всегда приятно, если что-то делает работу удобнее. 

При этом руководитель школы уточнил, что в начале цифровизации возникали трудности, которые могут появиться и в новых условиях:

— Помню время, когда сначала в школе появились первые компьютеры, был проведен интернет, и одной из задач тогда провозглашалось освобождение педагогов и администрации от излишней бумажной работы, бюрократизма, высвобождение времени для творчества и самообразования. Увы, информатизация на практике привела к невиданному росту отчетности, валу информационных запросов, постоянному отвлечению школьного руководства и учителей от вопросов, непосредственно связанных с обучением и воспитанием. Поэтому риски тоже существуют, все хорошо в меру. 

По поводу цифрового «контента» (такое определение прописано в проекте) Игорь Витальевич отзывается однозначно положительно. Однако определяющим условием становится качество материалов:

—  Никто не откажется от качественного видеоматериала, чтобы периодически использовать его на занятиях. В действительности сейчас лишь видимость большого выбора подобных уроков, многие из них низкого качества, найти подходящие фрагменты (говорю как учитель истории), чаще всего, невозможно. 

Значительные плюсы видятся и в цифровизации административных сервисов. Как сообщил руководитель, учителя Вахрушевской школы, как и большинства школ области, уже  отказались от ведения бумажных журналов, в частности, они пользуются электронным на портале «Дневник.ру». 

— Электронный журнал удобен, прост, понятен, многофункционален, экономит силы и время. Здесь немало возможностей и для документооборота, но пока мы предпочитаем либо общую электронную почту с разделами, либо обмениваемся документами, информацией и поручениями в «Виртуальной учительской» в соцсети.

Финансово-хозяйственное планирование осуществляется исключительно в электронных сервисах, специальных программах. Если появится возможность дистанционно записаться в библиотеку, то хуже тоже не станет. Над переводом учета достижений в электронный формат мы работаем в этом году: сделали вариант по педагогам, а студенты-практиканты с факультетов соответствующей направленности трудятся над базой данных по ученикам. Если цифровая среда предложит удобные, качественные сервисы, то, конечно, будем использовать и их. Расписание уроков пока составляется вручную, хотя существуют разные платные программы (но жалеем денег, которых всегда не хватает). 

Отметим, что в рамках нового проекта школы регионов-участников будут оснащены высокоскоростным интернетом не менее 100 Мб/с в городской местности и не менее 50 Мб/с в сельской местности. Существенным плюсом станет приобретение компьютеров, программного обеспечения и презентационного оборудования.

Фото: unsplash.com

Фотография автора
Автор: Ольга Князева

Новости партнеров