В Кирове вновь загорелись идеей внедрить бескондукторную систему оплаты проезда. Особенно эта инициатива актуальна на фоне растущего числа жалоб на переполненные автобусы и нарушения расписания общественного транспорта. Эти вопросы обсудили депутаты и чиновники на заседании профильной комиссии городской Думы.
Одной из центральных тем обсуждения стало указание на основные проблемы транспортных предприятий города: нехватка водителей и низкий уровень заработной платы в отрасли. Например, на одном из крупнейших городских транспортных предприятий — АТП — водители получают в среднем 65-70 тысяч рублей в месяц. Хотя есть планы повысить зарплату до 80-85 тысяч рублей, депутаты выразили мнение, что такие меры могут оказаться недостаточными для привлечения и удержания квалифицированных кадров. На данный момент штат укомплектован лишь на 77%, что напрямую влияет на количество автобусов на линиях. Недостаток кадров вынуждает предприятия сокращать количество рейсов, иногда экономя средства и предпочитая выпускать один переполненный автобус вместо двух наполовину пустых.
Проблемы с регулированием работы перевозчиков также были подробно обсуждены на заседании. Выяснилось, что штрафы за нарушения часто оказываются неэффективными из-за их незначительной суммы, а расторжение договоров с недобросовестными подрядчиками может оказаться нецелесообразным из-за отсутствия альтернативных исполнителей. Одни из перевозчиков уже отказался от работы в Кирове, что добавило дополнительные трудности в функционирование городской транспортной системы.
Заместитель главы города Лариса Копысова поделилась своим опытом использования валидаторов в Санкт-Петербурге, отметив, насколько удобна эта система и как она помогает избежать очередей. «В этом году я побывала в Питере: никаких кондукторов, на каждом поручне висит валидатор – подошёл, заплатил карточкой, очень удобно. Никаких очередей: подвиньтесь, разойдитесь, мне пройти надо. Наверное, это и экономия зарплаты: один раз потратились на валидаторы и всё. Дорогое это удовольствие?», — спросила она.
Глава администрации Кирова Вячеслав Симаков в свою очередь признал, что внедрение таких технологий будет «удовольствием недешевым». Он выразил своё беспокойство тем, что даже в присутствии кондукторов некоторые пассажиры отказываются платить за проезд. Вячеслав Симаков привёл пример из своей практики, когда кондуктор вынужден был пробираться через переполненный автобус, сталкиваясь с пассивностью и иногда даже агрессией со стороны пассажиров, которые не желали передавать свои карты в центр автобуса.