Новостной портал "Город Киров"
16 декабря, Киров -13,7°
Курс ЦБ 79,45 93,23

Мы используем cookie.  Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика,top.mail.ru, LiveInternet.

Интересное 16+

Все о налогах при работе с внештатным персоналом: что нужно знать заказчику?

Привлечение внештатного персонала – обычная практика для многих компаний. Это позволяет гибко реагировать на потребности бизнеса и оптимизировать расходы. Однако, работа с фрилансерами, самозанятыми и индивидуальными предпринимателями (ИП) имеет свои налоговые особенности, которые заказчику необходимо знать, чтобы избежать проблем с контролирующими органами.

С кем вы работаете? Ключевые различия в налогообложении:

Порядок уплаты налогов и взносов напрямую зависит от того, в каком статусе работает ваш внештатный исполнитель. Рассмотрим основные варианты:

1. Самозанятые (плательщики налога на профессиональный доход - НПД):

Это наиболее простой и выгодный для заказчика вариант сотрудничества с точки зрения налогов.

  • Что платит заказчик? Заказчик не платит никаких налогов и страховых взносов за самозанятого. Вся налоговая нагрузка лежит на самом исполнителе.
  • Что платит самозанятый? Самозанятый самостоятельно уплачивает налог на профессиональный доход (НПД) по ставке:
    • 4% - если доход получен от физических лиц.
    • 6% - если доход получен от юридических лиц или ИП.
  • Документооборот: Основной документ, подтверждающий оплату и расход для заказчика – чек, сформированный самозанятым в приложении "Мой налог" . Важно получать и сохранять эти чеки. Договор гражданско-правового характера (ГПХ) также рекомендуется заключать.
  • Важно для заказчика:
    • Проверять статус самозанятого: Перед началом сотрудничества и перед каждой выплатой убедитесь, что исполнитель действительно зарегистрирован как плательщик НПД. Это можно сделать на сайте ФНС.
    • Не подменять трудовые отношения: Если сотрудничество с самозанятым будет иметь признаки трудовых отношений (регулярные выплаты, подчинение внутреннему распорядку, выполнение трудовой функции), налоговая может переквалифицировать такие отношения и доначислить налоги и взносы.

2. Индивидуальные предприниматели (ИП):

Сотрудничество с ИП также достаточно прозрачно для заказчика в плане налогов.

  • Что платит заказчик? Заказчик не платит налоги и страховые взносы за ИП.
  • Что платит ИП? ИП самостоятельно уплачивает налоги в соответствии с выбранной им системой налогообложения (УСН, ОСНО, патент и т.д.) и фиксированные страховые взносы за себя.
  • Документооборот: Заключается договор ГПХ. По факту оказания услуг/выполнения работ подписывается акт. Оплата производится на расчетный счет ИП. ИП и самозанятые могут выставлять счета на оплату.
  • Важно для заказчика:
    • Проверять регистрацию ИП: Убедитесь, что исполнитель действительно зарегистрирован в качестве ИП.
    • Получать закрывающие документы: Акты выполненных работ/оказанных услуг являются подтверждением ваших расходов.

3. Физические лица без специального налогового статуса (работа по договору ГПХ):

Это самый сложный и затратный для заказчика вариант сотрудничества.

  • Что платит заказчик? При работе с физическим лицом по договору ГПХ заказчик выступает в роли налогового агента и обязан:
    • Удержать и уплатить НДФЛ (13% или 15% с доходов свыше 5 млн руб. в год) с суммы вознаграждения.
    • Начислить и уплатить страховые взносы (на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС)). Взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) по договорам ГПХ с 2023 года также обязательны.
  • Что платит физическое лицо? Ничего самостоятельно не платит, так как НДФЛ удерживает и перечисляет заказчик.
  • Документооборот: Заключается договор ГПХ, подписываются акты выполненных работ/оказанных услуг. Заказчик обязан подавать соответствующую отчетность в налоговые органы и фонды.
  • Важно для заказчика:
    • Правильно рассчитывать и своевременно уплачивать налоги и взносы.
    • Сдавать отчетность: Несвоевременная сдача отчетности или ошибки в ней могут привести к штрафам.

Оптимизация выплат и снижение рисков:

Работа с налогами и документами при привлечении внештатного персонала может быть трудоемкой. Чтобы упростить этот процесс и минимизировать риски, компании все чаще обращаются к специализированным решениям. Использование сервисов выплат самозанятым и другим внештатным исполнителям позволяет:

  • Автоматизировать процесс выплат.
  • Обеспечить корректный документооборот.
  • Проверять статус исполнителей.
  • Снизить административную нагрузку на бухгалтерию и HR-отдел.

Понимание налоговых особенностей при работе с различными категориями внештатного персонала – залог спокойствия и финансовой безопасности вашего бизнеса. Выбирайте оптимальный формат сотрудничества, правильно оформляйте документы и, при необходимости, используйте современные сервисы для автоматизации процессов. Это поможет вам избежать штрафов, споров с контролирующими органами и сосредоточиться на развитии своего дела.

Новости партнеров




Статьи по теме: