Президент «Вяткаавиа» рассказал об эффективности авиации и идее по развитию области
В 2008 году Олег Кочкин возглавил компанию «Вятка девелопмент», которая по сей день занимается продажей земельных участков как для индивидуальных застройщиков, так и для инвестиционных проектов. Через два года Олег Николаевич стал президентом еще одной компании - «Вяткаавиа», которая осуществляет авиационную деятельность на территории Кировской области
Расскажите, как появилась идея создать компанию «Вяткаавиа»?
— Знаете, есть такая история: одного моржа спросили, как он начал моржевать?
«Ну, как шел через реку, провалился под лед, так и начал этим заниматься».
Это было в 2009 году. Существовала некоторая идея, никак не оформленная, приобщиться к самолетам, тем более, что я тогда уже более десяти лет интересовался авиацией. На фоне этой идеи я познакомился с Валентином Егоровичем Комлевым, бывшим директором «Кировского авиапредприятия», возглавлявшим его в течение10 лет.
Летом 2009 года Никита Белых поставил на его место Александра Андрейчука. Естественно, Валентин Егорович оказался не удел. Когда мы с ним познакомились, возникло решение построить маленький аэродром, чтобы собрать любителей авиации. Мы нашли территорию среди моих земель, где можно было построить посадочную площадку, и весной 10-го года начали строить аэродром. Сначала вычистили площадку от леса, затем целое лето ровняли землю, и к сентябрю появился аэродром с двумя посадочными полосами. Тогда же начали строить административное здание.
У нас не было намерения заниматься коммерческой деятельностью, выполнять какие-то заказные работы, участвовать в аукционах, но в это время в «Кировском авиапредприятии» (нынешнее «Победилово») начали происходить интересные процессы.
Туда пришел человек, далекий от авиации, раньше он работал в администрации гражданских аэропортов и аэродромов специалистом по имущественным отношениям. При нем в аренду авиакомпании «Ютэйр» за копейки были переданы самолеты АН-24, туда же переводом оформлены летчики, передано здание авиационно-технической базы и 54 человека личного состава - техники и инженеры. И года они не просуществовали, летчиков сократили, часть из них переквалифицировали, часть уволили, другие ушли на пенсию. Всех техников уволили, и стало понятно, что это политика развала кировской авиации. И это притом, что в стране существует острый дефицит летчиков и техников, а здесь два десятка летчиков и еще больше инженеров просто распылены.
Вот тогда, глядя на это, мы приняли решение выполнять авиационные работы. Для этого необходимо было получить сертификат эксплуатанта. Мы получили его в мае 2011 года и стали участвовать в торгах, а уже в июне 2011 года выиграли аукцион на право проведения лесопатрульных работ.
Когда мы начали участвовать в торгах, со стороны Андрейчука были попытки, используя связи в Правительстве, «заточить» конкурсы под себя, так как все заказы бюджетные. В итоге мы прошли через несколько судов, все это высветили, была большая информационная кампания. Благодаря этому на сегодняшний день мы являемся победителями в лесопатрулировании, санавиации и поисково-спасательном дежурстве - это когда круглосуточно наш самолет дежурит на случай того, если с пролетающим самолетом что-либо случится.
Были такие случаи?
— Реально нет. Был случай, когда нас, летчиков и парашютистов, привели в состояние полной готовности, когда у пролетающего «Боинга» треснуло стекло в кабине пилота. Все службы подняли по тревоге, но «Боинг» удачно приземлился.
А где это было?
— На территории Кировской области. У нас над регионом ежесуточно пролетает 250-300 самолетов, половина из них не российские, много трасс Америка - Юго-Восточная Азия, Скандинавия – Австралия проходят над нашей областью. К примеру, рейс Нью-Йорк – Бомбей пролетает как раз над Кировом, а из российских - это рейсы на Дальний Восток. Если с самолетом случится беда, то наша служба вылетит на помощь.
Что касается поисковых работ, знаю, вы участвовали в поисково-спасательных работах в Опаринском районе, когда пропали братья Кулаковы?
— Да, это была чрезвычайная ситуация. Неделю вертолет летал на поисках. Была отвратительная погода, шел дождь, низкая облачность прижимала технику к земле. Два дня вообще не летали. К сожалению, так никого и не нашли.
Планируете продолжить поиски весной?
— Нет, уже нет никаких шансов найти мальчиков с помощью авиации.
Еще были подобные случаи?
— Искать никого не приходилось. Был случай, когда помогали иностранцу, которому срочно была нужна медицинская помощь. Мы вертолетом его эвакуировали из Кирова в Казань, а там перегрузили в самолет, который доставил его в госпиталь в Италии. Это третий вид работ, которыми мы занимаемся - санитарные работы. С помощью авиации мы доставляем острых больных из труднодоступной местности в Киров, или, наоборот, врачей в дальние районы. В этом случае также круглосуточно дежурит вертолет.
Сколько стоит один перелет?
— На сегодняшний день цена лётного часа порядка 40 тысяч рублей, соответственно, слетать в Пермь – это 5 часов, туда-обратно получается 200 тысяч рублей. Так что дешевле ехать поездом. Но есть работы, которые и дешевле, и эффективнее выполнять с помощью авиации. Это, к примеру, лесопатруль, он очень эффективен. Особенно, когда удается в первый день установить очаг возгорания и выбросить туда парашютистов. Если пожар обнаруживают позже, то его труднее потушить из-за его больших размеров. Когда горит много леса, его уже тушат с земли десятки, а иногда и сотни человек, порой не один день. В позапрошлом году в Верхнекамском районе горел лес, тушили его несколько недель. Огромное количество людей было привлечено, порядка двухсот профессиональных пожарных-парашютистов с разных регионов страны. Помимо нашей техники были два вертолета МЧС. А картина была очень показательная. Шла лесная дорога, и от этой лесной дороги, треугольником, распространился огонь на несколько десятков километров. То есть кто-то ехал, бросил окурок, и по траве, по кустам, благодаря сухой и ветреной погоде, возгорание быстро распространилось. Цена пожара - несколько десятков миллионов рублей, это только работы по его тушению, а еще на большую сумму было уничтожено леса. К примеру, наш контракт составляет порядка 15 миллионов рублей за сезон. То есть, даже один вовремя замеченный и ликвидированный пожар экономит десятки миллионов рублей. В этом эффективность авиации. Большая проблема, конечно, как вывезти потом десантников, иногда они десятки километров проходят по лесу, прежде чем до них можно будет добраться наземной технике. Но что поделаешь, это их работа.
Все-таки планируете ли вы заниматься пассажирскими перевозками?
— Мы пока не занимаемся пассажирскими перевозками, но это тема, которая нас интересует. Так что в планах есть желание получить разрешение на перевозки, взять в лизинг суда, не АН-2, МИ-2, а большие суда, которые смогли бы летать на несколько тысяч километров.
Валентин Комлев
На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы повысить пассажиропоток в регионе?
— К сожалению, при Комлеве «Кировскому Авиапредприятию» не было выделено ни копейки – при том, что в Кирове стабильно летали, пусть и морально устаревшие, но собственные самолеты. После же него ежегодно депутатами Заксобрания выделялось порядка 170 миллионов рублей, сейчас эта цифра уже приближается к миллиарду. И это не считаю федеральных денег на ремонт взлетно-посадочной полосы, которых выделено уже более миллиарда рублей. К сожалению, если сейчас не выделять аэропорту деньги, Росавиация просто его просто закроет.
Для изменения ситуации необходим комплексный подход. Это касается и географии перелетов, и удобства пассажиров, и статуса самой области. В первую очередь, пассажиру необходимо понимать, зачем он сюда летит. Если бы область была интересна для бизнесменов, инвесторов, авиация пришлась бы как нельзя кстати. С другой стороны, у нас отсутствует сервис для пассажиров и в сфере туризма. К примеру, почему бы не договориться с туристическими компаниями, организовать перелеты, допустим, в Сочи, а туриста доставлять от пункта к пункту — от дома до самолета, затем до гостинцы в Сочи и обратно по той же схеме. У нас этого нет. Но, прежде всего, саму область необходимо сделать привлекательной.
Есть какие-то идеи?
— Идей много, и прежде всего, по привлечению авиации. Пока о них рано говорить, слишком много для этого нужно сделать. Сейчас работаем над тем, чтобы создать ключевую точку развития Кировской области, которая стала бы драйвером роста, точкой узнаваемости области. Тогда можно будет говорить и о развитии авиации в целом. Человеку необходимо понимать, для чего он сюда летит. Необходим глубокий анализ инвестиционной привлекательности области, своеобразный «инвестиционный паспорт», в котором содержались бы все необходимые для инвестора сведения по каждому району: где какие трудовые, сырьевые, промышленные ресурсы, какова доступная логистика, что не задействовано, где возможен рост – словом все то, что необходимо знать инвестиционному аналитику для принятия решения где, к примеру, строить новый завод. Эта информация должна быть объективна, актуальна и системна. Только в этом случае можно рассчитывать на рост инвестиций в область. И когда эти инвестиции начнутся, вот тут и возникнет остро вопрос о авиационной доступности региона, о географии полетов, о качестве обслуживания в аэропорту Кирова. Это большая работа, которую мы намереваемся запустить. В частности, для этих целей мы заключаем соглашение о сотрудничестве с Вятским государственным университетом, которое станет важным этапом взаимодействия на благо развития Кировской области.