Рейтинг@Mail.ru
Новостной портал "Город Киров"
28 марта, Киров 0.1°
Курс ЦБ 92.59 100.27
Жизнь в городе

Кировчанин восстанавливает старинный дом прадеда: причины и трудности

Михаил Буторин по образованию биолог-охотовед, закончил ВятГСХА, но занят творчеством. Работал журналистом в одном из медиахолдингов города, а теперь – самозанятый, блогер. Любит поездить по области, бывать в исторических местах, беседовать с интересными людьми. Помимо путешествий, Михаил занимается восстановлением дома прадеда, который построен в начале 20 столетия.

Портал «Город Киров.RU» поговорил с Михаилом о реконструкции старинного здания, о «Старой Вятке» и деревенской жизни.

С чего началась история восстановления дома вашего прадеда?

- Деревня, где находится дом и её окрестности – мои родные места. Я здесь родился и меня постоянно сюда тянет. При посещении этих мест было очень горько смотреть на то, как дом, который в начале 20 века, ещё до революции, построил мой прадед Буторин Матвей Федотович, умирает. Рухнула крыша, упал потолок, мародёры вытащили полы и разбили окно. А ведь здесь прошло детство моего деда Буторина Никонора Матвеевича, участника Великой Отечественной войны, механика-водителя танка Т-34. Из этого дома он ушёл на фронт, не зная, удастся ли вновь вернуться в родные стены. Здесь родился и вырос мой папа Буторин Михаил Никонорович. Но деревня опустела, опустел и дом.


С чего начинали восстановление?

- Восстановление дома началось с расчистки зарослей акации, сирени, разросшихся за два десятилетия запустения. После того, как все было убрано, на свет вновь показалась красивейшая кладка, выполненная вятскими мастерами. Эти стены, украшенные изображениями солнц, колонн-мировых древ, повторяющимися орнаментами, поистине можно назвать одной из жемчужин Вятского каменного зодчества, памятником нашим предкам и их мастерству. Сейчас так уже не строят. Далее разобрали два развалившихся крыльца, а также всё, что упало внутрь дома: сгнившие брёвна, доски и печь, буквально рассыпавшуюся на наших глазах после того, как с неё сняли упавший фрагмент потолка. А в этом году полным ходом началась стройка. На данный момент, учитывая топливо и расходные материалы, я потратил около 400 тысяч рублей. 


Занимаетесь реконструкцией один или у вас есть единомышленники?

- Начал я это дело один. Родные и близкие поначалу с настороженностью относились к моей «авантюре». Ведь дом буквально находился в состоянии развалин. Но медленно и верно территория и дом очищались от старых гнилушек и мусора. Потом ко мне подключился папа, вместе с ним мы закончили уборку в доме и к наступлению прошедшей зимы внутри коробки стен дома стало окончательно чисто. Уже сейчас мы вместе с ним превращаем бывшие развалины в настоящий жилой дом. Помогает брат, а также друзья. Если что-то нужно сделать тяжёлое, сложное, они всегда рады помочь.

Что вы планируете сделать с постройкой после восстановления?

- Когда будет готов дом, хочется в нём жить, отдыхать здесь душой. Места у нас очень красивые, живописные. А параллельно приводить в порядок двор, возводить новые постройки во дворе, преображать деревенскую улицу. Как и многие другие населённые пункты, она успела зарасти молодыми деревьями. Но сейчас, когда сюда стала возвращаться жизнь, не стало такого бурьяна. Улица вновь оживилась.

Хочется также не только в интернет-пространстве, но и вживую показывать людям, как жили их предки на Вятке, какие дома строили, чем занимались. Поэтому, насколько это возможно, пытаемся сохранить первоначальную архитектуру, внося минимальные изменения. Однако сейчас, когда цены на строительные материалы устремились ввысь, делать это крайне сложно.

Какой момент на этапе восстановления оказался самым сложным?

- Наверное, это разбор развалин. Кажется, что это не закончится никогда. Предстоит ещё разобрать и перестроить старые клети с сенями, убрать все сложившиеся как карточные домики хлева, бани, амбары. На их месте появятся мастерская, гараж, новые амбары и помещения для хранения разных вещей.

Осенние дожди, а в скором времени и снег, наверняка помешают реконструкции. Защищен ли дом от стихии?

- Разумеется, защищён. Дом обрёл новую крышу, которая не даст дождевой воде и снегу попасть внутрь. Вернулись на свои места после реставрации, кстати своими же руками, старинные окна. На кованные кочеты вновь навесили старинную дубовую дверь. Заведено электричество. Ещё немного и в доме появится печь. Станет тепло и светло. И если за окном идёт снег, внутренним работам уже ничто не помешает.


Как вы считаете, насколько важно восстанавливать старинные постройки?

- Это крайне важно, особенно в нашем регионе, где исторические постройки одна за другой ветшают и разрушаются, когда их сносят для строительства каких-то торговых центров. Вятка в прошлом уже потеряла такие жемчужины как Кремль, Собор Александра Невского, палаты купца Толмачёва и другие красивейшие здания. Регион теряет свою красоту, самобытность. Даже такие крестьянские дома как наш, разбросанные по деревням Кировской области, являются настоящими «памятниками» труду ушедших поколений, их мастерству. Наши предки доверили нам эти здания, а мы, увы, нее смогли их сохранить.

Чем, на ваш взгляд, деревенская жизнь отличается от городской? Где бы вы хотели остановиться?

- Я сам родился и провёл детство в деревне. Это огромный и интересный мир, который крайне интересно изучать. Это некая свобода и независимость. Ты не зависишь от теплосетей, от магазинов. Захотел – затопил печь или включил отопительный котёл. Захотел – вырастил свои овощи и фрукты. Дом и земля постоянно держат руки и голову в тонусе. Здесь постоянно есть куда приложить их, что-нибудь отремонтировать, усовершенствовать, сделать красивее.


Есть ли надежда на возрождение русской деревни?

- Конечно, есть. И коронавирус это доказал. Даже если изучить Ютуб-пространство или Яндекс Дзен, в последнее время стало больше деревенских блогеров, а в строительных магазинах, несмотря на рост цен, большие очереди.


Михаил также является создателем проекта "Старая Вятка". Сайт посвящен краеведению и истории малой Родины. Также в процессе работы со старинным домом он создал блог на Дзен и Ютуб - "Вятский Хутор", где освещается ход восстановления дома.

- В прошлом по-настоящему огромная деревня в 500 жителей превратилась в небольшое поселение с несколькими домами. Надеюсь, когда-нибудь здесь вновь появится больше людей, в окнах брошенных домов зажжётся свет, а на месте развалин засияют свежей древесиной новенькие постройки. 

Ранее мы рассказывали о том, как кировчанин купил вековой замок в Яранском районе, чтобы его отреставрировать.

Фотография автора
Автор: Катерина Слободчикова

Новости партнеров