В небе над Кировской областью за последние 77 лет произошло не менее 14 авиакатастроф, о которых известно общественности. Редакция портала "Город Киров.RU" собрала все аварии за последние десятилетия.
В связи с давностью событий и иными причинами, фотографий катастроф не оказалось в Интернете. Кроме одной, которая произошла в 2014 году. Ее вы можете видеть выше.
Район ж/д станции Вятские Поляны. 8 пострадавших.
30 сентября 1944 года. Экипаж 12 авиаотряда ДВУ ГВФ выполнял рейсовый полет по маршруту Хабаровск – Москва. На борту находились 11 взрослых пассажиров, 3 ребенка и 5 членов экипажа. Через 2 часа 15 минут полета внезапно давление масла в левом моторе упало до нуля. При заходе на посадку командир корабля допустил грубую ошибку в расчете. Самолет, перелетев железную дорогу, упал в 50 метрах от нее. При падении самолет порвал телефонные провода и разрушил три передвижных деревянных домика. 5 пассажиров и 3 члена экипажа ранены, погибших нет.
160 км западнее аэропорта в Кирове
26 декабря 1956 года. Самолет в группе из трех самолетов Як-12 188 авиаотряда перегонялся из Ленинграда в Красноярск. После вылета из Шарьи, не долетев до аэропорта в Кирове 160 км, пилот попал в снежный заряд, потерял ориентировку. Самолет упал на землю и потерпел аварию. 2 других самолета благополучно прибыли в Киров. О пострадавших и погибших не сообщается.
Советский район
28 февраля 1961 года самолет Як-12 Северного ТУ ГВФ потерпел аварию в районе аэропорта в Советске вследствие выработки горючего и посадки вне аэродрома. Второй Як-12 по этой же причине потерпел поломку. Позже при расследовании было установлено, что диспетчер дал разрешение этим двум самолетам на вылет в Киров при нелетной погоде.
Когда самолеты оказались на связи по УКВ в районе Кирова, только тогда служба движения стала принимать меры возврата их в Советск, так как аэропорт Кирова был закрыт и принять самолеты было нельзя. В сложных метеоусловиях при ограниченной видимости попасть в Советск они так не смогли и после выработки горючего выполнили посадки вне аэродрома, в результате чего получили серьезные повреждения. Погибших не было.
Верхошижемский район. 10 погибших.
21 января 1962 года в небе над Верхошижемским районом столкнулись два самолета. В тот день метеоусловия оставляли желать лучшего. В 9:55 из Москвы в Советск прилетел самолет Ан-2 №01218 и в 10:20 вылетел обратным рейсом в Киров. На борту находилось 7 взрослых пассажиров и 1 ребенок. В это время в сторону Советска был выпущен Ан-2 №02142. На борту находилось 12 пассажиров.
В 10:35, строго на трассе, произошло столкновение этих самолетов. Ан-2 №01218 упал в лес в районе деревни Левинская Верхошижемского района Кировской области и сгорел. Экипаж и все пассажиры погибли. Ан-2 №02142, получивший незначительные повреждения, вернулся в Киров, где произвел посадку в 11:05. Экипаж и пассажиры невредимы.
Расследованием было установлено, что командир того самолета, где все выжили, продолжал полет с нарушением личного метеоминимума, зная, что навстречу летит Ан-2 №01218 в таких же метеоусловиях. По заявлению командира Ан-2 №02142, связи с бортом №01218 он не установил, хотя командиры двух других самолетов Ан-2, находившихся в это время в воздухе, заявили, что связь между ними была и они договорились, кто на какой высоте будет лететь. По их словам, командиры договорились, что один из них (№01218) будет лететь на высоте 150 метров, а второй (№02142) - на высоте 200 метров.
Продолжая полет на высоте 150 метров, Ан-2 №02142 над лесным массивом у деревни Левинская столкнулся с Ан-2 №01218. При столкновении Ан-2 №02142, находясь немного выше, левой лыжей ударил по верхней правой плоскости Ан-2 №01218, а правой лыжей разрушил ему воздушный винт. Затем ударом нижней правой плоскости крыла повредил верхнюю часть киля. В результате Ан-2 №01218, потеряв управляемость, под углом 60° упал в лес и сгорел.
Кикнурский район. 1 погибший.
Позднее на точку прилетел командир звена Емельянов. Вместе с пилотом они выпили у родственников, после чего Гуляев направился на аэродром. Там он запустил двигатель самолета, на котором прилетел Емельянов, и произвел вылет.
После взлета на недопустимо малой высоте Гуляев стал выполнять виражи с большим креном, горки и пикирование. Самолет зацепил хвостовой частью фюзеляжа деревья, а потом оборвал четыре провода ЛЭП и, зацепив левой плоскостью за крышу жилого дома, упал на землю в 25 метрах от избы и сгорел. Пилот погиб.
По заключению судебно-медицинской экспертизы, пилот Гуляев в момент смерти находился в умеренной степени алкогольного опьянения.
Киров
24 мая 1971. Самолет потерпел аварию в результате перегруза. Нет данных о количестве человек на борту, а также не сообщается, были ли погибшие и раненые.
Уржумский район. 2 погибших.
19 декабря 1973. Экипаж 174 летного отряда выполнял пассажирский рейс по маршруту Киров – Шурма – Плотбище – Киров. Загрузки на борту не было. В 9:30 экипаж доложил диспетчеру аэропорта МВЛ Уржум о входе в зону на высоте 400 м и попросил разрешение на пролет на Шурму – Плотбище. Диспетчер сообщил, что видимость составляет 10 километров. Спустя 28 минут экипаж передал диспетчеру: «Обратный мне дай, обратный. Возвращаюсь, ничего тут не видно».
В связи с неблагоприятными метеоусловиями диспетчер дал экипажу команду следовать на запасной аэродром Кильмезь. После этого экипаж на связь не выходил. Из-за сложных метеоусловий самолет нашли только спустя двое суток на заснеженном поле полностью разрушенным и сгоревшим. Экипаж погиб.
Арбажский район. 7 погибших.
7 сентября 1973 года. В тот день самолет вылетел из Котласа с пятью членами экипажа и двумя работниками завода, возвращавшимися в Воронеж. Самолет попал в сильную грозу, которой не было по прогнозам.
Комиссия считает, что, находясь в облаках, самолет вошел в грозовую облачность и попал в мощный нисходящий поток. Экипаж уменьшил режим работы двигателей до минимального и перевел винты на большой шаг. Из-за резких рывков экипаж получил травмы и, находясь в шоковом или бессознательном состоянии, был не в состоянии управлять самолетом. Неуправляемый самолет, продолжая снижаться и теряя скорость, зацепился левой плоскостью за землю, а правой - за вершины деревьев, столкнулся с землей, взорвался и сгорел. Погибли все.
Киров. 3 погибших.
22 марта 1974 года произошло крушение самолета сразу после вылета. На борту было 6 пассажиров и 3 членов экипажа. Через минуту после взлета, набрав высоту 50-80 метров, экипаж доложил: «Тряска двигателя, по малому кругу заходим». Диспетчер СКП ответил: «Вас понял». На этом связь прекратилась.
Спустя еще одну минуту самолет рухнул из-за перебоев в работе левого двигателя с потерей мощности и из-за неверных действий экипажа. Вместо вынужденной посадки перед собой было решено выполнить полет по кругу. В результате чего произошло резкое скольжение и срыв самолета.
Экипаж погиб, пассажиры ранены.
Советский район. 2 погибших.
12 мая 1974 года. Экипаж прибыл в аэропорт МВЛ Кичма для выполнения авиационно-химических работ по рассеву минеральных удобрений. В 15:00 при выходе из разворота на высоте 50-60 м для повторного захода на гон, самолет резко перешел на снижение, ударился о землю, разрушился и сгорел. Командир воздушного судна погиб. Второй пилот был извлечен из самолета до взрыва бензобака оказавшимся недалеко от места происшествия колхозником (который при этом получил легкие ранения и ожоги) и от полученных травм и ожогов скончался через 15 минут.
Киров. 1 погибший.
10 июля 1986 года. Пилот также выполнял авиационно-химические работы. Во время полета от обрабатываемого поля к посадочной площадке вертолет с высоты 30 м перешел на снижение с левым креном. Вертолет столкнулся с землей и загорелся. Пилот погиб. Причины катастрофы неизвестны.
Уржумский район. 3 погибших.
26 июня 1990 года в экипаж из 3 человек закончил авиационно-химические работы в поле и вылетел в Киров. Однако по пути они залетели в Каксинвай, где купили продукты в магазине. В 17:15 экипаж произвел вылет из Каксинвая, уже находясь в состоянии алкогольного опьянения. На месте второго пилота находился авиатехник.
Как рассказали позже два тракториста, над одним из них самолет пролетел на высоте 1 метра, над другим - на высоте 2-3 метров. Затем самолет летел на предельно малой высоте над лесом, а перед падением взмыл вверх.
В лесу самолет разрушился и сгорел, все, находившиеся на борту, погибли. Судебно-медицинская экспертиза установила среднюю степень алкогольного опьянения на момент смерти у всех членов экипажа.
Малмыжский район. 1 погибший.
27 января 1994 года. Командир воздушного судна выполнял полет по маршруту Малмыж - пос.площадка в районе н.п. Рожки с целью облета газопровода. Он не дождался четверти часа до наступления летной погоды и принял решение вылететь. На подлете к посадке командир попал в сложные метеоусловия, а затем столкнулся с проводами ЛЭП. После чего вертолет потерял управляемость, столкнулся с землей и разрушился. От полученных травм пилот скончался.
Подосиновский район. 4 погибших.
8 августа 2014 года. Ночью в регионе потерпел крушение незарегистрированный самолет-амфибия Л-42 с 4-мя людьми на борту. Самолет выполнял полет по маршруту Самара-Казань-Архангельск. В качестве основных версий крушения самолета следствие рассматривало техническую неисправность, ошибку пилотирования, а также возможное ухудшение самочувствия пилота. Погибли все находившиеся на борту люди.
Специалисты считают, что полет в ночное время был отчаянным шагом со стороны пилота.
Крушение частного самолета на территории аэродрома «Кучаны»
Крушение частного самолета на территории аэродрома «Кучаны» произошло в июле 2018 года. Внутри самолета был заместитель полпреда Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Олег Машковцев. Все живы, но в тяжелом состоянии.