В сентябре в России вступили в силу новые правила оказания услуг мобильной связи, которые были утверждены правительством. Об этих изменениях рассказала юрист Ирина Сивакова.
Одно из главных изменений касается доступа к информации о телефонных разговорах. Теперь операторы связи могут отказать в предоставлении этой информации абонентам и их представителям, если это не разрешено законом. При этом тайна телефонных разговоров защищена, но есть некоторые исключения. Верховный суд РФ признал законным круглосуточный удалённый доступ ФСБ и полиции к базам данных операторов, где хранится информация о звонках, SMS и интернет-сессиях.
Также вводится правило, которое позволяет оператору связи с согласия абонента ограничивать отправку текстовых сообщений для борьбы с мошенничеством. Как это будет работать на практике, пока неизвестно.
Ещё одно изменение включает информационно-справочные службы Министерства обороны РФ в список служб, звонки на которые должны быть бесплатными для абонентов. Это связано с текущей геополитической ситуацией.
Теперь для заключения договора на услуги связи можно использовать не только бумажный паспорт, но и электронный паспорт через систему «Госуслуги».
Кроме того, операторы обязаны вернуть неиспользованный остаток средств на счёте абонента после расторжения договора, если предоставлены документы, необходимые для контроля за отмыванием денег.
Изменения в договоре и подключение дополнительных услуг теперь можно оформлять не только в письменной форме, но и через личный кабинет абонента, SMS или голосовой вызов.
Также операторам разрешено расторгать договор с абонентом в одностороннем порядке, если тот не пользуется связью более 90 дней. Раньше сроки бездействия могли устанавливаться на усмотрение операторов.