Журналисту портала GorodKirov.RU удалось пообщаться с одним из старожилов Великорецкого крестного хода
Это был второй день Великорецкого крестного хода, остановка в селе Загарье. Обстоятельства сложились так, что совершенно случайно нам удалось пообщаться с отцом Владимиром. Это действительно старожил крестного хода.
Здравствуйте, отец Владимир. Расскажите о себе.
Здравствуйте. В этом году я иду в крестный ход в 26-ой раз, то есть 26 лет назад я впервые пошел в крестный ход. Только вот один раз я прошел не полный путь, на службе был, начал путь сразу же отсюда. Тогда ещё я работал хирургом в детской больнице на улице Менделеева в Кирове.
Как на работе относились к тому, что вы на несколько дней уходите в крестный ход? Отпускал начальник?
Главный врач почитал, когда люди верили. С ним можно было договориться на отработку, заработать отгул. Он никогда против не был.
В качестве кого вы ходили в крестный ход?
В церкви я никогда не служил, а в крестный ход я всегда ходил в качестве врача. Тогда не было такого, чтоб врачи шли. Я был один врач на всю колонну. Тогда колонны были небольшие. Если навскидку, то примерно 5 000 человек. Там были врачи, но себя они как-то не показывали, не проявляли.
Часто к вам обращались за врачебной помощью?
Тогда обращения были более серьезные. Сейчас обращаются по любому поводу. Например, царапинка, ранка. А тогда обращались по серьезным травмам, болезням. Помнится, за все время мне удалось обнаружить две прободные язвы, а это действительно серьезное заболевание.
Часто ли при вас люди не доходили до конца?
Чаще всего это были люди, которых заранее предупредили, что не стоит им идти. Это были пожилые люди с сердечными патологиями. Этим людям предлагали доехать до Монастырского на автобусе, но они отказывались. В итоге их приходилось госпитализировать. Но эти люди сделали по-своему. Как говорят на Вятке, они сделали по-дурному, но по-своему.
Какой самый трудный участок?
Это участок, который мы прошли сегодня (рим.ред. Село Бобино – село Загарье). Именно вторая часть пути, где болото. Но здесь всё зависит от погоды. Сейчас будет также непростой участок, примерно 40 км, но его можно разделить на несколько частей. Будет участок, где придется долго идти по асфальту. Проветривание там плохое. Однажды была жара, люди падали в обморок, получали тепловые удары. Особенно это касается людей с эпилепсией. Таких припадков было очень много.
То есть люди знают, что у них эпилепсия и всё равно идут в путь?
Ну, идти ведь можно по-разному. Можно идти, а можно бежать, торопиться, при этом получать для своего здоровья различные неприятности.
Что чувствует человек, когда проходит крестный ход?
Мне это не описать. Каждый человек идет и ищет что-то свое. Каждый человек получает свои награды, эмоции. Состояние такое, что если ты раз сходил, то остановится больше не можешь. Я вот сейчас просто не могу остановиться. Тянет. Когда я схожу в крестный год, целый год чувствую себя относительно неплохо. Меньше всяких болячек, так как с возрастом всё это появляется у любого человека. Сейчас мне 62 года.
Много новых знакомств у вас появилось?
За эти годы у меня появилось много друзей и знакомых. Здесь много общения. Многие люди приезжают из других городов, чтобы испытать эту духовную связь. Из всех здесь присутствующих я знаю очень много кого.
Хотелось бы узнать от вас, сколько в этом году насчитывается паломников?
Точно сказать я не могу, но с каждым годом паломников всё меньше. Может быть десять тысяч…Кто их считает? Сейчас людей заметно меньше, чем в прошлом году. Обычно по особой системе подсчеты проводят сотрудники полиции. Поэтому скоро узнаем.
Как сказал отец Владимир, крестный ход – это чудо. Если человек идет с верой – это самое настоящее чудо. Если он идет просто, без веры, то это можно назвать просто – «пошел в походец»:
«Зачем утруждать свои ноги, если ты не веришь? Я не понимаю тех людей, кто так делает. Раньше ходило очень много спортсменов, с полной экипировкой. Смотришь, идет бабушка, тощенькая, худенькая в резиновых сапожках и с сумочкой на плече. Проходит через лужу, хоп, и она уже её перешла. Идет спортсмен в экипировке «с иголочки», он обязательно провалится. Веры нет, значит им лишь бы пройти. Всё получается благодаря вере, только она спасает. Иногда в крестном ходу люди и курят, и выпивают. Прямо во время дороги. Таких у нас не уважают».