Воспитание детей – привилегия, обязанность и ответственность родителей

Возрастное ограничение: 6+

Организатор и ведущий педагог Центра «Я-Личность!» рассказали, как в Кирове можно научиться быть родителями 

Зачастую, когда родители сталкиваются с проблемами в воспитании детей и особенно подростков, они не знают куда обратиться и как правильно поступить. Что делать? Кто виноват? Винить в трудностях общество или школу? Или самим решать вопросы в семье?

Именно с такими родителями и их детьми начали работать Ольга Прозорова и педагог Людмила Дабахянц в Центре развития детей и подростков «Я-Личность!».

Расскажите о вашем Центре развития детей и подростков «Я-Личность!», как возникла идея его создания?

- Центр развития детей и подростков «Я-Личность!» работает с августа 2016 года. И о нас уже много кто знает, рекомендуют родители своим знакомым, приглашают в классы для проведения занятий, дети приводят друзей и даже специалисты-психологи направляют к нам для решения вопросов и проблем.

Сама история возникновения Центра показательна как яркий пример вовремя заданного правильного вопроса. Открыли Центр мы вдвоем — я и Людмила. Однажды при встрече, мы говорили о будущем и планах, и я ей задала вопрос: «Реши сначала. Что вообще ты хочешь: работать на кого-то или работать на себя?». Через месяц она пришла ко мне и говорит: «Оля, я поняла, что больше не хочу на кого-то работать, я хочу работать на себя. Я слишком много знаю, чтобы продавать это кому-нибудь за небольшие деньги».

Сложились наши две компетенции – педагогический опыт и организаторские способности.

Людмила из Перми, по своему образованию она педагог с 14 летним стажем. Кроме этого, она работала руководителем учебного центра, бизнес-тренером, кризис-менеджером в крупных федеральных компаниях. Через некоторое время она поняла, что все-таки ее призвание – это работа с детьми. Ольга имеет богатый опыт организации и проведения тренингов, бизнес обучения.

Идеей, которая нас объединила, было то, что работая с людьми, пришло понимание, что большинство проблем взрослых людей идут из детства. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. И порой, мы живем с ними долгое время, а когда начинаем выяснять, оказывается, что приходится разбирать уже «огромный багаж». Гораздо проще это предотвратить в детском и подростковом возрасте. Так появился Центр.

Мы выступаем с идеей, что в Кирове много мест, где детей готовы развлекать, а вот воспитывать мало кто готов, и в большинстве случаев только до 7 лет. Так появилась миссия нашего Центра - Максимально использовать "золотое" время детства - время формирования Личности!

Кто чаще обращается к вам?

Чаще всего к нам обращаются мамы, обеспокоенные поведением своих детей. Наиболее распространённые вопросы:

  • пропало взаимопонимание в семье,
  • ребенок не слышит своих родителей, они перестали быть авторитетом,
  • ребенок ничего не хочет, нет целей в жизни,
  • слишком много времени проводит за компьютером,
  • стал груб и неучтив,
  • нет друзей, нерешительный, не общительный,
  • родители боятся, что ребенок может попасть в плохую компанию, поддаться дурному влиянию, начнет пить, курить…

Мы работаем как со школьниками, так и с их родителями. У нас два основных направления деятельности. Первый - это работа с детьми и подростками через психологические игры, личные консультации, курсы игровых развивающих тренингов.

Занятия на курсах проводятся в форме бесед и игр. Основная цель - это формирование личности ребенка и прокачка личностных качеств. Благо, родители стали понимать, что недостаточно ребенка занимать только школьным обучением, нанимать репетиторов, или развивать его физически и в музыкальной школе. Многие задумываются, как воспитать в ребенке личность. Родители, которые к нам обращаются, понимают это.

Заметим, что подростковый возраст, по мнению психологов, у современных детей уже начинается с 9 лет. Поэтому, мы работаем с несколькими возрастными группами: от 7 до 9 лет, от 10 до 12 лет, от 13 до 16 лет.

«Хочешь узнать о родителях — посмотри на их ребенка» — гласит народная мудрость. Получить максимальных результатов в развитии личности, возможно только при параллельной работе с родителями. Поэтому, второе направление нашей деятельности – бесплатные семинары по воспитанию и консультирование родителей. Тематика семинаров - это самые важные и насущные темы развития и воспитания детей, поскольку родителей никто не учил быть родителями. К сожалению, в нашем обществе воспитанию детей нас никто не учит, мы перенимаем опыт наших родителей.

Дети сейчас совершенно другие, но в любом случае это дети, ответственность за которых несут взрослые. Мы переносим на наших детей то, чему нас научили в своей семье, вольно или невольно. Есть как положительный опыт, но, к сожалению, есть и то, что не работает в воспитании современных детей. Почему? Утерян глубинный смысл, который передавался из поколения в поколение.

Ориентируетесь ли вы на запросы родителей?

- Конечно, мы всегда просим обратную связь от родителей, какие вопросы и темы их волнуют, какие результаты появляются у детей после участия в наших курсах, лагерях, играх и консультациях. В сами услуги вносим изменения, модифицируем их. Есть базовые программы с целями и задачами на каждый курс, но при работе с каждой группой учитываются индивидуальные особенности детей. К примеру, проходят занятия с группой, в которой девочки рассказывают, что вокруг много курящих ровесников. Мы не можем такую важную тему оставить без внимания, так как это касается детей, и обязательно проговариваем, как дети могут влиять на такое событие, что они думают по этому поводу, как будут поступать.

Как вы совершенствуете свои навыки?

- Естественно, мы постоянно обучаемся, особенно Людмила как педагог. В нас у обеих заложено понимание, что мы должны прежде всего постоянно повышать свои компетенции. Если мы будем стоять на месте, мы не будем интересны. А детям и родителям необходимо рассказывать что-то новое, использовать новые методы работы, быть постоянно в теме событий.

Вы следите за проблемами молодежи?

- Да. С нами очень часто дети сами делятся своими проблемами. К примеру, что в открытом доступе среди школьников находится информация о том, где купить наркотики, какие и в каком виде. Как испытывают себя на прочность и уверенность с риском для жизни. Насколько хочется закончить жизнь самоубийством, из-за того, что сложно найти друзей и не уверенны в себе. И многие другие проблемы.

Если речь идет о субкультурах, их отслеживать сложнее, поскольку они постоянно меняются. Мы поддерживаем такие интересы, если они адекватны и не наносят вред себе и окружающим. И объясняем родителям, что ребенок может проявлять себя. Ему лучше позволить показать свою личность и индивидуальность, раскрыть с субкультурах свой творческий потенциал, чем в будущем иметь взрослого человека, обвиняющего своих родителей, что ему все запрещали.

Если дети не доверяют, к примеру, не рассказывают о первой любви, из-за чего это?

- Это нормально, когда ребенок осознает себя как личность, и у него, как у любого взрослого, появляются какие-то личные темы. Пусть он не рассказывает, к примеру, про несчастную любовь, а первая любовь должная быть несчастной, чтобы человек научился сочувствовать и сопереживать. Но он должен понимать, что в любой момент он может прийти и уткнуться маме в плечо, и она его поймет и примет.

А как же быть в той ситуации, когда в соцсетях, к примеру, столько негативного, различных сообществ, и родителям советуют проверять детей. Как тут проявлять доверие?

- До какого-то возраста это делать необходимо. У нас есть отдельная тема про безопасность в интернете. Мы об этом говорим со взрослыми и с детьми. Родителям необходимо разбираться в интернете и в соц. сетях. Знать и понимать какие реальные угрозы там могут быть для психического здоровья детей. Знать элементарные правила безопасности в соц. сетях. Например, не добавлять в друзья не знакомых людей. Точно так же не отвечать на личные сообщения незнакомцев, не вступать с ними в диалог. Не сообщать личных данных. И так далее. Этот семинар мы проводим на конкретных примерах, на рассказах детей и анализе страниц в соц. сетях. Родители должны объяснять эти правила детям. До определенного возраста, примерно до 9 лет, надо просматривать страницы детей вместе с ними и обсуждать их. И прививать культуру безопасного общения. Ребенок должен четко знать, что если он, что-то не понимает, с чем-то не может справиться, то всегда может спросить у родителей и получить ответ. Позднее, конечно, подросток будет против, если вы попросите его открыть свой аккаунт. Это его личная территория. Проще организовывать доверительные отношения, а не насильно заставлять ребенка показывать, что происходит на его страничке в соц.сетях. Иначе он закроется и отвернется.

А как реагировать на их первые ошибки: алкоголь, сигарета, не дай бог наркотики?

- Адекватно. Во-первых, ваш ребенок должен быть уверен, что, чтобы с ним не случилось, в каком бы состоянии он не был, он может позвонить родителям и попросить его забрать. И родители должны это сделать. Потом уже надо прояснять ситуацию и принимать меры. И чем спокойнее родители будут, чем хладнокровнее смогут смотреть на факты, тем лучше. А еще лучше, если сначала родители, чтобы не наломать дров, посоветуются с психологом или педагогом, а потом уже будут разговаривать с ребенком. Здесь очень важно понять мотивирующие факторы. Может просто интерес к запрещенному или протест или влияние друзей. Естественно рождается потребность в пояснении, кто твои друзья, а кто нет.

Вы работаете над такими вопросами?

- Да, мы очень много времени этому уделяем, проговариваем это, зачем нужны друзья и какие из них являются настоящими.

Сложнее изменить родителей или детей?

- Бывает очень сложно достучаться до родителей и объяснить им, что они являются причиной многих вопросов в семье. Все что мы хотим изменить в детях, корни всех этих проблем, прежде всего, стоит посмотреть на себя. Какой пример мы подаем нашим детям, что они видят ежедневно. Если родители хотят, чтобы ребенок был активен, достигал целей, а сами давно ведут образ жизни дом-работа-дом-диван и ни каких интересов, то сложно чего-то иного ждать от детей.

Основная задача родителей любить ребенка, показывать ему это. Дети отдаляются от родителей, когда они не видят в них поддержки, когда прерывается эта грань, что «я могу не быть тем, кем ты хочешь, но ты меня все равно любишь», тогда дети начинают отдаляться. Любить детей мы должны с рождения. И проявлять любовь в любом возрасте.

На сколько рассчитаны ваши курсы?

- Курсы рассчитаны на два месяца, занятия проводятся раз в неделю, по выходным. Длительность 2 часа. Проводятся последовательно: первый, второй и третий.

Сначала ребенок знакомится с самим собой, пока он не поймет себя, к другим этапам переходить рано. Ребенок учится понимать свои чувства и эмоции, а сложно это сделать порой и взрослым. Мы говорим с ними про таланты и способности, про индивидуальность каждого, как адекватно выражать свое мнение, что такое конфликт, как сказать «нет» этим же друзьям и приятелям.

Второй курс уже с более «взрослыми» темами. Мы учим целеполаганию, ответственности, понятиям, что такое мечта и что такое цель, как ее ставить и достигать. Прорабатываем темы «Команда» и «Лидерство».

Третий этап — мы закрепляем навыки предыдущих курсов в разговоре о том, как люди сами могут влиять на мир. Донести это можно только через благотворительность, поэтому знакомим детей с теми благотворительными организациями, которые есть в городе.

Им нравится в этом участвовать?

- Нельзя сказать, что этот процесс вызывает в них дикий восторг, конечно, интереснее сходить в кино. Но важно им показать, что в нашем обществе не все так радужно, и есть сферы жизни, отношение к которым стоит менять и это в их руках тоже. Например, что есть бездомные животные, которые нуждаются в помощи. Или мы организовывали поездку в интернат, где живут дети-инвалиды. Девочки проводили мастер-класс по плетению фенечек, а мальчики играли с теми, кто не ограничен в таких возможностях. Конечно, мы проговариваем, почему такое происходит, и что этого не надо бояться. Что они в состоянии понемногу менять ситуацию, когда общаются с такими детьми. Что они тоже вносят посильную помощь в их реабилитацию. Или тему того, что собаки не сами по себе оказались на улице. Это ответственность их хозяев. У девчонок появилось желание приезжать и помогать выгуливать этих собак. А родители уже после курсов благодарят, что мы не стесняемся говорить с детьми на такие темы. Что дома они больше ценят то, что им могут дать родители, перестают просто требовать новые вещи, развлечения, гаджеты.

Выпускники возвращаются к вам?

- Да, все ребята знают, что мы им рады! Но самое главное, что нас советуют родители. Это очень важно, когда ты слышишь, что к тебе пришли, потому что те, с кем мы занимались, достигли хороших результатов. В начале года пришли родители мальчика и рассказывают, что на собрании его представили как самого худшего ученика по успеваемости и поведению. Учителя разводили руками, не зная, как с этим справится. Мальчик закончил один курс и сейчас перешел ко второму. Очень большая работа была проделана его мамой и бабушкой. Было внесено много корректировок в его воспитание. В итоге в конце года мальчику вручили грамоту за хорошую успеваемость и поведение, поставив его в пример. После этого две мамы из класса, где он учился, прибежали к нам с просьбой: «Тоже так хотим». Мы, конечно, пояснили, что это работа трех сторон – родителей, детей и нас, а не «волшебство».

Что бы Вам хотелось сказать всем родителям?

- Сейчас есть взрослые, которые возвращаются в семью. Мы имеем в виду «разворот», когда родители понимают, что важны не только материальные ценности, а самое важное то, что есть в твоей семье. Чем больше будет таких мам и пап, которые будут понимать, что надо с таким же усердием заниматься воспитанием детей, с каким они занимаются зарабатыванием денег, тем больше будет счастливых семей.

Можете ли вы поделиться планами на будущее?

- Немного). В планах запуски новых программ, как для детей, так и для взрослых. Расширение географии нашего Центра. Подготовка новых качественных специалистов для работы с детьми. Следите за нами Вконтакте 

Отзывы родителей о работе Центра развития детей и подростков «Я-Личность!»


Майя Кошурникова, мама дочери 13 лет:  

- Начнём с того, что я мама, и моей доче Арине 13 лет. Два года назад она наотрез отказалась заниматься танцами (занималась ими около 7 лет) и на любые уговоры о любых других занятиях, отвечала отказом. Конечно, я очень обрадовалась, когда узнала, что в моём городе организовали занятия для подростков. Вдвойне обрадовалась, когда дочь, увидев темы занятий и расписание, загорелась желанием пройти этот курс.Её оживление я почувствовала уже после первого занятия, когда мы вместе писали рассказ от её имени и о том, почему её так назвали. Мне и самой было интересно вернуться в те события. Она ждала каждую субботу, чтобы скорей идти на занятия в Центр, встретиться с ребятами из своей группы и узнать что-то новое. В целом за два месяца наши отношения стали более доверительными, ребёнок охотней делится своими мыслями и переживаниями. О глобальных результатах говорить пока рано, но я счастлива, что для моей Ариночки этот курс был интересным, увлекательным и познавательным путешествием в начале её жизненного пути.

Ирина Макина, мама сыновей 15,13 и 8 лет:

 - Эффективность тренингов по раскрытию своего личного потенциала, способностей, возможностей, перспектив ни у кого, я думаю, на сегодняшний день не вызывает сомнений. И все это возможно сделать и осуществить в достаточно короткие, сжатые сроки, что немаловажно! И здорово, что в наш стремительный, бурно развивающийся век, такая возможность появилась и у наших детей. Я уверена в том, что думающие, постоянно ищущие и развивающиеся родители, уже смогли по достоинству оценить и увидеть результативность и эффективность подобной формы работы и у своих детей. Как важно, порой, вовремя заметить, отследить и принять срочные меры по корректировке каких-то шероховатостей и первых звоночков в делах и отношениях, а не доводить до серьезных и даже критических моментов! И мы с мужем рады, что двое наших сыновей-подростков (15 и 13 лет) оказались в числе первых, кто прошли пока еще 1-ю на сегодняшний день ступень Курса игровых тренингов по раскрытию потенциала детей и подростков "9 ступеней развития личности". Что мы имеем на момент окончания 1-й ступени?

У нас появились дополнительные темы для разговоров и обсуждений дома (мы – это мама, папа, дети).

  1. Дети стали более общительные, открытые, живые. Настроение сменилось на позитивное, особенно у среднего сына, который как-то все больше грустил в последнее время.
  2. Старший (15 лет, 8 класс) возобновил занятия в художественной студии (после 5-ти-летнего перерыва) и уже нарисовал 4 работы, которые будут участвовать в выставке.
  3. Тот и другой вернулись к заброшенным однажды занятиям спортом, что особенно важно для мальчиков! Мало того, они получают от этого удовольствие и бояться пропустить дни тренировок: у старшего – это бассейн в СК «Родина», у среднего - баскетбол в школе.
  4. Особую тревогу у меня вызывала успеваемость по школьным предметам у среднего сына (13 лет, 6 класс) и его поведение: там было все достаточно плачевно для нас, как родителей, которые знают его истинный потенциал и возможности. Чтобы было понятно, о чем я говорю, проиллюстрирую на примере: 1-й класс мы закончили на отлично по всем предметам и поведению (да-да, нам ставили оценки по обоюдному решению всех родителей класса и учительницы, несмотря на то, что в 1-м классе этого не делают). А начальную школу мы закончили практически на одни «3», а по основным предметам было на грани «2»!!! На сегодня мы имеем значительную и стабильную положительную динамику в успеваемости, причем увеличилось количество четвертных «5», о чем мы даже уже и не думали. А оценки по основным предметам приближаются к уровню «4». И это без каких-бы то ни было репетиторов, которые столь популярны в последнее время! Что касается поведения, то у нас как-то постепенно исчезли все замечания в дневнике и еженедельные звонки от учителей!
  5. У детей появились планы и мечты на будущее. Особенно здесь опять же больше проявляет себя средний, который раньше на все вопросы, касающиеся его будущей профориентации, всегда отвечал одно и то же: «Не знаю». И сейчас он нам четко обозначил, в каком направлении будет развиваться. А мы его в этом всячески поддерживаем.
  6. Не могу не отметить и достижения в виде дипломов. Средний сын регулярно получает дипломы по кулинарным мастер-классам (особо весомым и значительным выглядит его Диплом Кулинарной школы «Царское село» по спецкурсу «Школа гриля»! На днях старший принес Диплом призера школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории! Поэтому мы, как родители наших детей, верим в то, что процесс, запущенный однажды и уже принесший нам такие результаты, будет продолжаться и дальше. Мы очень надеемся на то, что работа над собой по созданию уверенности в себе, позитивного мышления, привычки постоянно учиться, откроют нашим детям огромное количество возможностей, окружающих нас повсюду, и они станут в будущем успешными и счастливыми!


Наталья Шалагинова, мама сыновей 16 лет и 3 года:
- Самая великая профессия в жизни – Родитель. Семинары центра «Я-Личность!» помогают научиться быть хорошим родителем, привести свои интуитивные знания в систему, объяснить самому себе происходящие события и выстроить гармоничные отношения с ребенком с целью воспитания его на примере воспитания самого себя. Единственное о чем жалею, что не было таких доступных и интересных занятий 16 лет назад. Могла бы избежать многих ошибок в общении с ребенком.
 

Вера Бекетова, мама дочь 12 лет, сын 8 лет:
- Была участником семинара для родителей. Очень понравилось, т.к. каждое занятие это новая тема. Семинар проводиться в форме диалога, что позволяет получить ответ на интересующий вопрос по теме, да и не по теме. Я рекомендую всем родителям посещать эти мероприятия, не думайте, что вы все знаете. Всегда можно услышать что то новое или вспомнить забытое. Любой шаг к саморазвитию делает вас ближе к ребенку!

Центр «Я-Личность!»
Максимально использовать «золотое» время детства - время формирования Личности! Помочь ребенку стать успешным!
ул. Набережная Грина, дом 1
т. +7 (8332) 46-51-01

Другие материалы по теме

Рейтинг@Mail.ru