Губернатор Кировской области рассказал о формировании единого подхода к финансированию малокомплектных учебных заведений
Губернатор Кировской области Игорь Васильев провел четвертое очное заседание рабочей подгруппы «Образование» рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Образование и наука». Мероприятие, в котором приняли участие министр просвещения Ольга Васильева, председатель комитета по образованию Госдумы России Вячеслав Никонов, а также первый зампред правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов, прошло в Московской области.
Одной из главных тем стало обсуждение поддержки сельских школ. По словам министра просвещения Ольги Васильевой, в настоящее время в России насчитывается 23,5 тысячи сельских школ, и именно они имеют самый малый охват учеников. Из 1,3 миллиона педагогов, работающих в системе образования страны, 340 тысяч преподают в малокомплектных сельских школах.
Понятие малокомплектности каждый регион определяет сам. В большинстве областей это школы до 100 учеников, но есть и такие, в которых учатся по 2-3 человека.
Ольга Васильева, министр просвещения РФ:
- Позиция министерства четкая – закрывать эти школы нельзя, но делать с ними что-то нужно. Вопрос для нашей страны чрезвычайно важен.
По мнению Ольги Васильевой, для решения проблемы необходимо на федеральном уровне совершенствовать нормативную и правовую базу, регулирующую вопросы финансирования сельских малокомплектных школ. Это позволит не допустить их закрытия.
Также немаловажным шагом для решения вопроса станет льготная ипотека для педагогов и сокращение отчетности для учителей.
Как отметил Игорь Васильев, являющийся руководителем рабочей подгруппы, школа на селе играет особую роль, нередко являясь единственным культурно- образовательным и досуговым центром поселения. Поэтому власти должны разработать новые эффективные механизмы поддержки и развития сельских школ, не забыв соблюсти принцип равного доступа детей к получению качественного образования. В этом могут помочь опорные школы, которые уже создаются в Кировской области.
Игорь Васильев, губернатор Кировской области:
- Опорные школы могли бы стать центрами культурно-просветительской и спортивной жизни муниципалитета и иметь больше возможностей финансирования и поддержки.
По словам главы региона, помещения сельских школ часто не соответствуют современным нормам. Действующее подушевое финансирование подразумевает оплату труда педагогов и учебные расходы, а средств на развитие материально- технической базы нередко не хватает. Улучшить ситуацию сможет единый подход к нормативно-подушевому финансированию, и его разработка уже началась.
Игорь Васильев:
- При этом обязательно учитывать мнение жителей сел и органов местного самоуправления. Сохранение школ очень важно. Вопрос передачи отдельных школ на региональный уровень необходимо внимательно изучить с учетом анализа существующего опыта, который уже имеется у субъектов РФ.
По словам министра образования, Кировская область показала один из самых лучших результатов регионализации в стране, причем за короткое время. В настоящее время государственными являются уже 58 школ, и процесс передачи школ с муниципального на областной уровень продолжается.
Ольга Васильева:
- За это выражаем благодарность Игорю Васильеву и Дмитрию Курдюмову, потому что проект по регионализации образования в Кировской области хорош и с точки зрения качества образования, и с точки зрения финансирования.
Как добавил председатель комитета по образованию Госдумы Вячеслав Никонов, участники рабочей группы также должны разработать критерии оснащения малокомплектных школ, провести во все учебные заведения в селах высокоскоростной Интернет и проработать вопрос дистанционного обучения и предоставить ученикам сельских школ возможность целевого поступления в вузы.
Обсудили на заседании и вопросы поддержки учителей. Так, одной из мер, направленной на привлечение педработников в села, станет программа «Земский учитель». Она начнет действовать уже в 2020 году. В рамках программы учителя, готовые переехать в села и малые города, получат единовременную выплату – 1 миллион рублей.
Ранее Игорь Васильев рассказал, что в образовании нужно избавляться от ненужных действий учителей и учеников.