Чего не хватает современному студенту и зачем городу нужны знания о давно, казалось бы, известных вещах
24 мая 2018. В опорном университете прошел курс лекций по литературе и ораторскому мастерству. Мы поговорили с одним из организаторов образовательных встреч о том, чего не хватает современному студенту и зачем городу нужны знания о давно, казалось бы, известных вещах.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и медиакоммуникаций ВятГУ Юлия Булдакова вместе с коллегами создала образовательный проект «Русская среда». Каждую среду она и другие преподаватели читали в университете лекции о книгах, отношении к искусству и стремлении его понять.\
Как появилась идея создать проект «Русская среда»? Когда впервые возникла идея?
— Среди преподавателей кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций уже давно обсуждалась возможность проводить лекции или мастер-классы, посвященные русской культуре, общению, книгам. И несколько месяцев назад оформилась концепция «встречи по средам», собралась команда участников и с 14 марта 2018 года мы начали работать.
Расскажите, почему проект получил именно такое название?
— Название придумала Светлана Николаевна Русских, и оно точно выражает идею проекта. Мы хотели обратить внимание участников на русскую культуру, мир книги, историю - то, что создает русскую среду нашей жизни. А русская интеллигенция развивала традиции частых встреч по определенным дням недели. Не только в Москве и Петербурге, но и в провинции устраивали «четверги», «понедельники», «среды». Встреча - это всегда разговор на равных, это беседа. Именно такой формат мы хотим развивать в нашем городе, соединяя традиции и современность. Так появилась концепция «русских сред».
По какому принципу выбирали темы?
— Мы ориентировались на желания и потребности аудитории - школьников, учителей, городской интеллигенции. Сравнивая наш проект с уже существующими и в университете, и в городе, мы увидели постоянный интерес горожан к изучению русского языка, ораторского искусства. Внимание к премии «Вятская книга года» показывает, что и книжная культура привлекает и зрелое поколение, и молодежь. Результатом стали авторские курсы, в которых соединились наука и просвещение. Нам были принципиально важны традиции популяризации серьезных исследований, заложенные русской наукой.
Проект «Русская среда» - для кого?
- Наша аудитория разнообразна: это школьники и студенты, учителя и преподаватели, интеллигенция, жители города. Пожалуй, главное, что их объединяет - интерес к познанию нового, внимание к книге, к русской культуре.
Расскажите, зачем вузу и людям «Русская среда»?
— Я думаю, разнообразные проекты, и «Русская среда» в их числе, для вуза - это возможность стать культурным центром города, местом притяжения. Это хорошо, когда университет открыт людям, открыт городу. Когда первокурсники приходят в знакомую аудиторию, к знакомым преподавателям.
Чего не хватает современному студенту?
— Я думаю, готовности к творчеству. Не способности, а именно желания. Мы живем в мире «полуфабрикатов», и настоящее творчество – то есть, новое, нестандартное, уникальное - кажется уже не нужным, ведь можно взять что-то готовое, немного адаптировать под себя и пользоваться. И так страшно оторваться от шаблона, пойти по неведомой дорожке! Но когда-то придется свернуть с проторенных путей... Мир существует только в творчестве.
Как оцениваете знания современного студента в теме русского искусства?
— Большинство студентов знают базовые факты и классические имена, но эти знания эпизодические или их понимание определяет массовая культура. Например, мы знаем о картине Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» по конфетной обертке, а Шекспир писал фанфики. Смешно, конечно, но подумайте о людях, которые искусство видят только на упаковке. Что оно для них значит? Потенциальный мусор.
Как знания о книгах, правильном чтении и истории могут помочь аудитории проекта практически?
— Во-первых, для искусства и науки практическая польза не всегда очевидна (а иначе любая живопись сводится к оберткам, а музыка - к шуму в супермаркете). Но умение размышлять о прочитанном, видеть красоту книги, ценить опыт прошлого делают нашу жизнь значительнее, наполняют ее смыслом. А во-вторых, полученные на встречах знания будут полезны школьникам и учителям при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Слушатели могут научиться сделать книгу самостоятельно и подарить свои литературные произведения близким и друзьям - об этом мастер-класс Светланы Русских «Сам себе издатель».
Какую книгу посоветуете современному школьнику для того, чтобы полюбить русскую литературу?
— Если обращаться к подросткам, то и книги предлагать о них. И это, например, начальные главы «Войны и мира» . Представьте, жила-была в Москве девочка Наташа, когда ей было 13 лет, она влюбляется в первый раз, просто потому что ее подружка влюбилась. Ее старший брат Николай и Соня (их с Наташей двоюродная сестра) почти что разыгрывают историю Ромео и Джульетты. А младший брат Наташи и Николая Петя поссорится с родителями из-за того, что всех его друзей отпустили на войну, а ему мама не разрешает. Все это Толстой описывает очень искренне, по-настоящему.
Какую книгу посоветуете современному студенту для того, чтобы расширить свое понимание о русской душе и культуре?
— Продолжать читать «Войну и мир» , взрослеть вместе с героями. Но, конечно, стоит читать и Достоевского - если хочется бездны, парадоксов русской души - и современную литературу, например, «Кысь» Татьяны Толстой, «Лавра» Евгения Водолазкина.
Самое недооцененное, на ваш взгляд, произведение русской литературы.
— Недооцененное кем? Современниками? Потомками? Потребителями? В этом смысле вообще невозможно назвать полностью принятые произведения. Но если говорить о типичных примерах, это, пожалуй, творчество Даниила Хармса, которого традиционно считают детским поэтом. Не видят в нем трагедии эпохи, красоты «зауми».
Как оцениваете результаты проекта «Русская среда»?
— «Русская среда» - молодой проект, но мы видим своего слушателя, обычных людей, которые приходят к нам постоянно. Их внимание и заинтересованность нам очень важны. Особенно приятно, когда и подростки, и пенсионеры говорили, как чтение рассказа И. Бунина (это было на мастер-классе Людмилы Александровны Мосуновой) изменило их отношение к миру.
Хотели бы вы продолжать курс лекций и дальше? Как проект будет жить дальше?
— Да, конечно, мы планируем продолжить проект осенью. И расширить его тематику: рассказать о связи русской и зарубежной литературы, о проблемах коммуникации.