Редакция портала «Город Киров.RU» продолжает беседовать с людьми, работающими по интересным профессиям
На этот раз мы поговорили с бывшим сотрудником одной из сетей алкомаркетов в Кирове. Собеседник, отработавший в алкомаркете два года, рассказал о всех тонкостях работы. Местами и смешно, и грустно.
Работа в алкомаркете — хороша или плоха?
— Ну, есть свои плюсы и минусы. Но больше минусов. Годится она для студентов, которые ищут подработку. Не напостоянку. Плоха тем, что много списаний товаров на сотрудников. Раньше списывались только скоропортящиеся товары. А сейчас списываются элементарно даже конфеты. К примеру, пришли к нам конфеты, которые нужно в определенный срок продать. Не продашь — списывается на коллектив. И это не только конфет касается.
Этой темы мы еще коснемся. Ты упомянул, работа хороша для подработки. А какой контингент туда идет работать?
— Без опыта работы, либо так — по незнанию идут. Они не представляют, куда собираются идти и мало что понимают. Компания хороша тем, что делает для покупателей все, но к сотрудникам относится негативно.
В сети есть видео, в котором автор канала «Все работы хороши» устраивается на работу в одну из сетей алкомаркетов. Он говорил, что руководство дерет деньги за все: от покупки униформы до тех же списаний за товар. Это правда?
— Да. Как только устраиваешься, униформу тебе надо покупать самому. И бэйджики тоже. Затем медкнижку надо ежегодно оформлять, все за свой счет. Еще про больничные хочу отметить — там лучше не болеть. Коллега была две недели на больничном — ей выплатили 500 рублей. А зарплата состоит, в основном, из рабочих смен. Если две недели будешь болеть — ничего не заработаешь. И в следующем месяце ты без денег будешь. Обеды не оплачиваются. Работа во внеурочное время - тоже. А бывает такое, что нужно остаться и доделать дела в зале. Праздничные дни оплачиваются как обычные.
А сколько ты там в среднем зарабатывал?
— Как повезет. Если месяц хороший и списаний нет, то можно заработать 25-27 тысяч. Если все очень плохо, когда списываются товары и распределяются на сотрудников, то тысяч 17-18. Это при условии, что ты работал без штрафов.
За что могут дать штрафы?
— Да за все. Нельзя выходить из магазина в определенные часы — с 16 до 20 часов. За униформу — штраф: мало ли, ты забыл жилетку надеть или бэйждик. Не поздоровался с покупателем — минус 300 рублей. Сел в зале на стул — минус 500 рублей. Поел в неположенное время — штраф. У меня был случай, когда меня штрафанули на тысячу рублей. Машина приехала, я весь забегался. Решил перекусить булкой в 17 часов — штраф прилетел.
График не всегда 2 на 2?
— Далеко не всегда. Магазину не хватает персонала, приходится выходить работать даже в другие магазины.
Текучка кадров?
— Текучка, еще какая...
А как тогда кадров не хватает? Постоянно же кто-то есть.
— Новенькие приходят, но им главные фишки никто не рассказывает про списывания товаров. Месяц поработают, получат копейки, с них еще и спишут что-то. И все — уходят.
Давай уточним — списания распределяются на весь коллектив?
— Да. Но была такая штука, что я работал и отвечал за элитный алкоголь. И если что-то пропадет из этого, то зарплата упадет у меня.
А что касается списанных товаров, то сколько на каждого сотрудника в среднем выходит за месяц? Можно в денежном эквиваленте, а можно и не в денежном.
— Трудно сказать. Наверное, в среднем, в месяц списывается по 2-3 тысячи «просроков». К примеру, те же сырки. Допустим, у них неделя осталась до истечения срока годности. Такие сразу списывают. Срок годности по ГОСТу и срок годности у организации — разные вещи. И фишка еще в том, что деньги вычитают и товар дают. Получается принудительная покупка. Но я слышал, что в дальнейшем такие товары собираются утилизировать. Ни себе, ни людям. Фишка еще в том, что списываются не только «скоропорты», но и алкоголь. Нам как-то привезли вино с другого магазина. Потому что там продаж нет, а у нас есть. Мы столько бутылок продать не успеваем, и вино списывается на нас. Из другого магазина. Даже кукол могут списать, элементарно.
На тебя даже куклы списывались?
— Ну нет. Слава богу, это мы успевали продавать. Как-то приходили наборы бокалов, каждый по 300-400 рублей стоимостью. Не успели продать, осталось 20 наборов. Все распределили на сотрудников. Несколько наборов забрал домой.
Назови самую большую сумму, которая у тебя вычиталась из зарплаты? С учетом списаний и штрафов.
— Тысяч 9-10. Штраф, помню, получил за курение в неположенное время. Потом много было списаний по некрепкому алкоголю. Опять же вино не продали по 900 рублей за бутылку. Две таких на меня списалось.
А теперь скажи честно. Как в алкомаркете обстоят дела с воровством со стороны сотрудников?
— Есть такое. Ну это по мелочи — алкоголь без акцизов и чипсы, снеки. Сигареты еще. Но если сотрудник что-то украдет, и его засекут — сразу увольнение. Могут даже за пакет-майку уволить.
Что?
— Был случай — коллега забыла пробить пакет, который стоит 3 рубля. Взяла себе, и все. Уволили.
Ужас. Вот смотри. Есть миф про сотрудников алкомаркетов — они по ходу работы сами начинают злоупотреблять алкоголем. Это правда?
— Да. Зависит от коллектива и от времени, когда не бывает начальства....
Подожди. Прямо во время смены что ли пьете?
— Ну да...
Ну я вообще-то говорил про образ жизни.
— А-а. Ну и это тоже. Приходится с такой продукцией работать. Хочешь, не хочешь, а попробуешь. Тем более, алкоголь часто списывается.
Прикольно. А часто ли несовершеннолетние пытаются вас «развести»?
— Конечно. Отмазки типа «паспорт забыл» или «да вы мне вчера тут продавали». Часто засылают «малых», чтобы нас проверить — продадим или нет. Это на случай, если проверки от полиции будут. Был случай, когда в нашем рабочем чате коллега скинул фото с подписью «малолетка». А этот парень заходил к нам полтора года назад. Ему еще тогда было на вид 24 года, а по факту 15 или 16. Ужас. Но если ты продашь сигареты или алкоголь несовершеннолетнему — штраф 5000 рублей.
Расскажи про самый трешовый случай в алкомаркете.
— Был случай, когда у девушки в зале произошел приступ эпилепсии. Я тогда на складе был. Ко мне коллега подбегает, мол, девушке плохо. Я выхожу. Девушка лежит на полу и трясется. Забежал на склад, взял ложку, сунул ложку в рот. У нее пена пошла из зо рта с кровью, язык прикусила. Челюсть раздвинул. Пролежала, ее продергало. Параллельно «скорую» вызвали. Когда медики приехали, она очнулась.
Получается, ты ей жизнь спас?
— Да не знаю... Но если бы не получилось разжать челюсть, язык бы запал, наверное, в дыхательные пути... Всякие были ситуации. Воришек ловили. Ночью пытались магазин взломать. И клиенты буйные попадались, и со странностями...
Это с какими?
— Приходила женщина и амулетом проводила над алкоголем — проверяла, паленый или нет. Амулет выбрал сорокаградусный напиток за 200 рублей.
Не жалеешь о том, что ушел оттуда?
— Не-а. Там работы много, а сотрудников мало. Я был за грузчика, за охранника, за кладовщика, за кассира. За все это не доплачивают. У нас даже бастующие появились. Мол, массово на работу не выходят. Их, конечно, уволить не могут сразу всех, но бастующие потом объяснительные пишут. Однако начальство понимает, что таких надо убирать. Ну и потихоньку убирают.
Если у вас есть интересные истории с работы, и вы готовы о них рассказать нам, то пишите в сообщения нашего сообщества ВКонтакте, или на электронную почту — redaktor@gorodkirov.ru. Анонимность гарантируем.
А пока вы можете прочитать интервью с медсестрой психбольницы, в котором девушка рассказывает о своей зарплате, о стереотипах про психически нездоровых людей, а также про самый страшный момент на работе.