«Самолет не полетит, если есть подозрения на неисправность». В «Победилово» рассказали, как проверяются суда
Ответственность за техническое состояние самолетов несет авиакомпания
16 февраля 2018. В связи с крушением в Подмосковье самолета Ан-148, который накануне катастрофы побывал в Кирове, у жителей как региона, так и страны возникло много вопросов. Как могло упасть судно, которое недавно проверялось? Может быть осмотр самолетов проводится некачественно? Как происходит этот процесс и можно ли быть уверенным в нашей авиации, ведь без таких трагедий в России не обходится ни один год? Чтобы получить ответы, мы обратились напрямую в аэропорт «Победилово», где нам рассказали все тонкости подготовки самолетов к вылету.
Когда в «Победилово» совершил посадку самолет, который должен в ближайшее время совершить обратный рейс в ту же Москву, каким образом судно готовят к отправке?
— Аэропорт «Победилово» оказывает услуги по наземному обслуживанию воздушных судов авиакомпаний. Согласно Воздушному кодексу РФ, под наземным обслуживанием понимается комплекс работ по обеспечению прибытия воздушного судна на аэродром и его вылета с аэродрома. Но наземное обслуживание не включает в себя техническое обслуживание воздушного судна, этим занимается эксплуатант, то есть авиакомпания.
Перечень процедур по наземному обслуживанию самолета на перроне включает в себя:
- прием и выпуск воздушного судна (предоставление взлетно-посадочной полосы, места стоянки для самолета, заруливание на стоянку);
- установку и уборку упорных колодок;
- установку связи и принятие информации от экипажа;
- внешний осмотр воздушного судна по схеме осмотра (осмотр крыла, гондол двигателей, фюзеляжа, киля и др. на отсутствие внешних повреждений);
- досмотр и охрану ВС;
- возможность обеспечения заправки ВС топливом;
- по запросу экипажа предоставляются услуги по сливу/заправке водяной системы, сливу/заправке санузлов, подогреве и кондиционировании двигателей и салона и др.;
- в условиях возможного обледенения (переохлажденный дождь, мокрый снег, изморозь, температура воздуха пограничная нулю градусов) оказывается услуга по противообледенительной обработке.
Для проведения наземного обслуживания авиакомпания разрабатывает соответствующий документ - Руководство по наземному обслуживанию, персонал аэропорта проходит соответствующее обучение в специализированных центрах и получает допуск на выполнение работ по обслуживанию. На каждый рейс в аэропорту ведется карта-наряд с указанием видов проведенных работ под роспись проводившего работы, то есть ответственность за каждый вид работ персональная. Обеспечение безопасности полетов - это приоритетная задача аэропорта.
Какие неисправности или подозрения о них могут послужить причиной задержки рейса?
— Любое возникшее подозрение на неисправность подлежит проверке. Рейс не отправится в полет, если не сняты все подозрения. Окончательное решение о готовности к вылету принимает экипаж воздушного судна.
Кто несет ответственность за техническое состояние судна?
— Ответственность за техническое состояние несет авиакомпания, она получает в Росавиации сертификат летной годности воздушного судна. Без наличия действующего сертификата полеты не выполняются.
Следи за новостями «Город Киров.RU» в Telegram
Усложняется ли подготовка судна к перелету в зимний период? Какие погодные условия могут послужить причиной задержки рейса?
— Зимой усложняется подготовка аэродрома к полетам из-за возможного проявления гололеда на искусственных покрытиях взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона. В зимний период покрытия очищаются от снежных отложений и покрываются реагентами.
Кроме того, в условиях возможного обледенения (переохлажденный дождь, мокрый снег изморозь, около нулевая температура воздуха ) поверхность воздушного судна также покрывается специальной противообледенительной жидкостью.
Погодные условия, особенно в зимний период, наиболее часто являются причиной задержек рейсов. Каждое воздушное судно имеет присущие ему минимально допустимые значения горизонтальной видимости и высоты нижней границы облаков, при которых возможно выполнение посадки или взлета. Для командира экипажа (КВС) тоже устанавливается свой минимум, значения которого определяются в зависимости от опыта работы и других факторов. И даже аэродром не стал исключением: минимум погоды аэродромов зависит от оснащенности аэродрома техническими средствами и обеспечения посадки самолетов. Нарушения минимумов погоды не допускаются.
В целом, задержки рейсов носят единичный характер, в основном все рейсы выполняются согласно расписания.
Расскажите, проверяется ли состояние членов экипажа и каким образом?
— Предполетный медицинский осмотр членов экипажа,а также персонала, обслуживающего воздушное судно, проводится путем проведения экспресс-тестирования на наличие в организме наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, измерением пульса, опросом о состоянии здоровья.
Как еще обеспечивается безопасность пассажиров и экипажа?
— Безопасность пассажиров и экипажа обеспечивается в соответствии с требованиями законодательства в части авиационной и транспортной безопасности.Она состоит из несколько этапов:
1. Осуществление досмотра пассажиров, посетителей и персонала на входе в аэровокзальном комплексе, где с использованием рентгенотелевизионного интроскопа, стационарного металлодетектора и ручного металлодетектора определяются наличие запрещенных к перевозке на ВС и в гражданском обороте предметов и веществ.
2. Осуществление досмотра сданного багажа и досмотр пассажиров, членов экипажей их ручной клади с использованием рентгенотелевизионного интроскопа, стационарного металлодетектора, ручного металлодетектора и детекторов паров взрывчатых веществ (определяются наличие в багаже, а также при пассажирах и членов экипажей запрещенных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на ВС).
3. Осуществление досмотра ВС (с целью обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также выявления посторонних лиц).
4.Обеспечение охраны ВС до момента закрытия трапа ВС (с целью предотвращения незаконного проникновения на борт ВС посторонних лиц).
Кроме этого, в целях безопасности в аэровокзальном комплексе установлена система видеонаблюдения, позволяющая оперативно реагировать на возможные внештатные ситуации в зонах досмотра и местах стоянки ВС.
Что можете сказать по поводу разбившего Ан-148. Аналогичные судна совершали перелеты из Кирова, не было ли к ним нареканий?
— Для того, чтобы делать какие-то выводы необходимо дождаться завершения расследования. Повторимся, все воздушные суда, выполняющие рейсы из Кирова имеют сертификаты летной годности, если бы у них что-то было бы не так, надзорные органы не дали бы разрешение на выполнение полетов, в Росавиации этому уделяется особое внимание.
Напомним, самолет «Саратовских авиалиний» разбился 11 февраля. Причиной крушения мог стать сбой в системе воздушных сигналов и, как следствие, потеря ориентации в пространстве. Все находившиеся на борту люди - 71 человек (включая 6 членов экипажа) погибли.