Большое интервью с людьми, делающими этот город ярче и насыщеннее
Эти люди вместе создали то, что давно нужно было этому серому году — цветное и красочное пространство «Фантазариум». Это два красиво оформленных этажа, два этажа детально проработанных композиций, которые заставят ваш разум перезагрузиться и провести обновление.
«Фантазариум» - первый в Кирове бесплатный сэлф-мэйд проект, который кировчане могут посещать ежедневно и наслаждаться современным стрит-артом. Это действительно может открыть для вас новые горизонты.
Имена этих создателей — Евгений (справа на фотографии) и Александр (слева) Сесюковы. Мы побеседовали с братьями на разные темы. Узнали, кто же все-таки разрисовал подземные переходы, чего не хватает городу, и дымка на домах — хорошо ли это?
Расскажите пожалуйста, у кого из вас какой здесь функционал?
Е: Я рисую, разрисовываю. Придумываю, что делать дальше на самой выставке. Какие картины повесить, арт-объекты.
А: Непосредственно художник — это Женя. Я занимаюсь, как это сейчас модно говорить, связями с общественностью. По всем вопросам по типу «Можно ли такую же картину нарисовать?» это ко мне. Администратор, грубо говоря.
Как корректно можно назвать «Фантазариум»? Выставкой или арт-пространством?
Е: Сначала это задумывалось как выставка. Думал просто выставку сделать в коридоре. Потом решили сделать арт-пространство.
А: Да мы вообще решили это перед открытием.
Когда идея «Фантазариума» появилась? Почему так назвали?
Е: Это в конце января было, перед открытием. Выставка называлась у меня «Тихо говори». Но люди у нас выставки не особо посещают, да и название не супер. Потом решили так назваться.
А: «Фантазариум» - это не просто выставка. Это целое помещение. В этом «Фантазариуме» может пройти выставка «Леса Вятки», к примеру. Мы вот сидели, думали перед открытием. И что-то раз — у нас вся концепция перевернулась. Потому что Женя когда рисовал, он не задумывал эту концепцию. Он стал рисовать, дальше и дальше, выше. И мы буквально за час решили окрестить это пространство вот таким названием.
Как долго вы все это разрисовывали?
Е: Я тут нахожусь третий год уже. Как заехал сюда, сначала лестницу и перила оформил. Потом свет сделал. Света вообще не было. Не знаю, как дети в капоэйра ходили без освещения. Затем начал постепенно, с первого этажа рисовать, вдоль по лестнице. И так в течение двух лет. А потом когда появилась идея выставки, то за 3 месяца плотной работы все доделал. Итого, 2,5 года.
А: Никто даже не задумывал, что так будет. Не было никакой концепции. Все по ходу веяния.
А где мы сейчас находимся?
А: Здесь в советское время сидели инженеры, чертили приборы измерительные.
Е: Тут же раньше забор был. Потом они начали сдавать в аренду помещения.
Как дальше планируете развивать арт-пространство?
А: Мы как думаем. Сейчас не сколько это помещение хотим развивать. Оно же не резиновое. Мы начинаем выходить в город. Если где-то Евгений какой-то объект разрисует, мы скажем: «Это Фантазариум. Он расширяется и выходит из этих границ». Хотим этот бренд развивать.
Кстати вот та стена вдоль улицы Спасской — это ваших рук дело?
Е: Да. Это еще плюс несколько сторон. Осталось только одну сторону оформить, во дворах по Октябрьскому проспекту.
Ранее ты говорил, что это помещение еще можно развить.
Е: Есть сверху лифтерная...
А: Но там надо договариваться с собственниками.
Е: Можно его снять в аренду. Но там ремонтировать надо много. Лестничный пролет на первом этаже можно освободить. Но тоже сносить надо. Не сразу ведь все делать. 2,5 года на все остальное потратил.
У вас изначально такая мысль была, что арт-пространство должно быть бесплатным?
Е: Конечно. Ну а как тут деньги брать? И даже мысли не было
А: Действительно, как деньги взять? Тут же офисы находятся. Допустим, ты пришел к ним, а мы тут такие: «Гони стольник». И даже если официально галерею делать, то это столько всего — пожарники, безопасность, работники, обслуживание. Человеку на входе платить деньги.
Е: Вот именно. А у нас, думаешь, много людей сюда ходят?
Сколько примерно в день людей посещают арт-пространство?
А: В день человек может быть 100...
Е: Какой 100?! Ты что, не-не. Это много ты говоришь.
А: Не разом. За весь же день.
Е: За день вообще столько людей выставки не посещают. Только на открытиях.
А: На самом деле, я пришел как-то сюда. Вот Жени здесь не было, а народу было много. Фоткались все. У меня в садик дочка ходит. Скоро у них в группе планируется полноценная экскурсия. Их привезут на полчаса. Заведут, походят дети, пофотографируются да и все.
Вы выставляете свои работы на продажу сюда. Как часто берут?
А: Вчера ушла картина одна. До этого еще одну продали. Не буду хвастаться, что у нас какой-то ажиотаж есть. Мы не магазин, и не вкладываемся, как в магазин. У нас взяли картину на выставку. Интерьерный салон открылся недавно в Кирове. У них там готовые интерьеры, комнаты, с диванами, с обоями. Как в Икее. Ну там и разместили.
С других городов есть заказы? Сколько самая дорогая картина стоит, если не секрет?
Е: Ну, редко. Но бывают. Все большие картины у нас в районе 30 000 рублей. Но так прийти и снять не получится. Они там все надежно прикручены. Люди приходят, смотрят картины, но названия никто не смотрит (речь идет о QR-кодах, расположенных около картин. Там показаны название, материал и стоимость — прим.ред).
Не думали сделать официальную выставку где-нибудь в Кирове?
Е: Да делали уже в «Галерее Прогресса». Надо что-то новенькое.
А: Может быть мы летом сделаем мероприятие на природе. Что-то типа open air. С ди-джеями. Вот это прикольно. Рейв будем крутить, The Prodigy. Аппаратура есть у нас.
Расскажите про какие-нибудь необычные заказы. Может кто-нибудь просил квартиру оформить?
Е: Тут не местный один купил квартиру в Кирове. Попросил все полностью разрисовать с потолком. Вроде договорились, но он потом решил бизнес не делать. А так бассейны раскрашивал.
А: Один дядька обращался. Ему надо было нарисовать 3D-картины. Но это для нас не интересно. Это трудоемко, но это обычная вещь по сути.
Вот смотрите. У меня допустим есть однушка небольшая. Чтобы полностью ее разрисовать, сколько нужно отдать вам денег? Допустим, 30 кв.м.
(в течение минуты собеседники проводили расчеты)
Е: Ну если целиком комнату, с потолком, то выйдет примерно 50 000 рублей.
А: Получается, просто покрасить комнату белым цветом — это чуть-чуть дешевле, чем если Женя оформит.
Е: Не-не. Не чуть дешевле. Покраска цен до потолка — 200 рублей за квадратный метр. А если еще штукатурку брать? Это еще 250. Это уже 450 рублей, но никакого вида тебе это не даст.
А: Сейчас речь-то об оформлении идет.
Е: Ну вот, да. Я и сравниваю. Цены почти одинаковые будут. В Кирове, конечно, никто не будет такие деньги отдавать. Надо мозаику в квартире делать. Вот это классно. Но квадратный метр мозаики стоит 10 000 рублей.
Какие материалы ты используешь при написании картин?
Е: Акриловые краски, масляные. В основном, аэрозоль в баллончиках. Акрил быстро сохнет. А масляные сохнут долго. Нарисовал что-нибудь. Пришел на следующий день, подправил. Можно так в течение месяца подправлять. Пенопласт еще. Крошишь его, с краской замешиваешь...
А: Он его жевал.
С 25 января (дата открытия «Фантазариума») сколько у вас картин приобрели?
А: Три. Из пятнадцати. Грубо говоря, 20%. Конечно, мы сами не настаиваем на коммерции. Если мы сейчас начнем давить, мол «купи-купи»...
Ну это что-то типа андерграунда?
А: Ну да.
Как вы считаете, житель Кирова готов ли к такому арт-пространству? Покупать ваши работы.
Е: К арт-пространству готов наверно процентов на 30...
А: А покупать — процента 3. Воспринимать могут все. А когда спрашиваешь про покупку, тебе отвечают: «Да что-то нее, с деньгами сейчас плохо...». Всем арт-пространство нравится. Коллег, знакомых спрашиваю: «Возьмешь картину?». А мне в ответ: «Да у меня картина как-то к интерьеру не подходит...».
Давно рисуете?
Е: Граффити года с 1998. Как хип-хоп волна пошла в то время. А сами картины начали рисовать в 2007 году.
А: В Зуевке мы стали первыми, кто рисовал...
Е: Раньше я рисовал там на складах. Там директор как-то раз меня увидел. Ну, думает, нормально рисуешь. Я уже потом ходил на склад, и он мне с бочек краску отливал. Вот, рисовал там же.
А: Да, раньше там стены были — чистый холст. Иди и твори.
А в Кирове когда начали рисовать?
Е: В Киров я переехал учиться в 2000 году, в КТК на Воровского. Через дорогу пустой цех стоял кондитерский. Там и рисовал. Свободно было и пусто.
Как в то время обстояли дела с этим движением?
А: Ну слушай, раньше вообще можно было получить за то, что ты нестандартно выглядишь. Не то что в широких штанах. В колледже выступали, рэп читали. На уровне местной самодеятельности. Ну движение было, да.
Е: А сейчас в Кирове мало ребят рисуют. Есть те, кто только буквы пишут и все. Тех, кто долго рисует, нет практически.
Я правильно понимаю, что вы «подземки» разрисовали?
Е: Да, мы оформляли переходы у ЦУМа, у «Рассвета» и у «Глобуса». Первую «подземку» разрисовали у ЦУМа. Там спонсором был питерский институт. У нас открывался филиал, и они обратились к нам. Потом на День молодежи оформили переход у «Рассвета», и еще на один День молодежи у «Глобуса».
А: Нормальный проект, который нам принес бабки — оформление электробудок во дворах. Женя брался не только рисовать, но и готовить объект к оформлению. Первую будку сделали еще в 2012, в Чистых прудах.
Не в дымку, случайно, раскрасили?
Е. и А. в один голос: Не-не.
А как к дымке относитесь?
Е: Да они гамму цветовую используют одну и ту же. Берут один фрагмент...
А: А дымка же намного разнообразнее... Там много цветов.
Е: Самый неудачный проект из дымки — это как едешь со стороны старого моста, и там дом оформлен. Они что-то там впечатали на углу этих кругов. Отстойно.
Вам нравятся эти дома в дымке?
А: Мне нравится. Нормально.
Е: Они делают слишком геометрически. Если они делают круг, то он у них слишком ровный...
А: Да, а ведь дымка от руки рисуется. А это похоже на компьютерный набросок.
Е: Но они забыли про ромбики, волны, которые изображены на игрушках. Там есть синий цвет еще.
А: Мне кажется, колонны старого моста можно было бы оформить. Мы думали над этим. Но столько лишнего по бокам. И у нас еще вода постоянно поднимается и опускается. Краска просто смоется.
Приходилось ли рисовать в других городах?
Е: Когда позволяет время, можно съездить в другие города, если позовут. В Перми участвовали в фестивале. В Москве на выставке. Санкт-Петербург.
А: Фаленки еще...
Е: Сейчас я редко выезжаю куда-то
Раньше когда рисовали, много раз ловили полицейские?
Е: Конечно. Штрафы получал раза три по 500 рублей. Потом просто перестал по ночам рисовать. И нелегально перестал рисовать.
А: Сон обходится дешевле.
Е: Да, потом взял, сходил и попросил разрешения. И творишь спокойно.
Сможете сформулировать, чего не хватает нашему городу?
Е: Надо исторический центр облагораживать.
А: Исторический центр надо сделать реально историческим. Вот как в других городах — заходишь, и будто в XVIII веке оказываешься.
Е: А сейчас деревянные дома все снесли. Без них не то. Остались старинные кирпичные дома... «Алые паруса» вон снесли же...
А: «Алые» не снесли. Не знаешь что ли? Его украли, дирижаблем поднимали. Сам видел.
Е: Почище бы. А то круглый год грязно у нас. И пыльно.
А: Вот в Набережных Челнах, к примеру, ты идешь по улице в белых штанах и ботинках. И они как были белыми, так и останутся. Там такой же город. Но у них там все круто благоустроено. Скамейки разрисованные, фонтанчики. Уютный городок. Широкие трассы четырехполосные. Это для сравнения. Можно много про какие города сказать. Вот я сейчас живу в районе Солнечного берега. Мне там нравится и там очень красиво. Там можно гулять. Но знаешь, кусками все. Нет общей концепции. Нужна концепция оздоровления города. А то как у нас: тут красиво, там красиво, а по середине жесткач какой-то.
Е: Я бы создал площадку специальную, где можно было бы свободно порисовать. В центре города.
А: Да, правильно у меня брат говорит. Это было бы какой-то туристической меткой. Люди приходят, фотографируются, рисуют...