Еще недавно плацкарт ассоциировался с минимальным комфортом, а купе считалось эталоном удобства в поездах.

Но времена меняются: РЖД готовит революцию, которая перевернет представления пассажиров. Уже в 2025 году плацкартные вагоны могут стать популярнее купе, а покупка билетов превратится в увлекательный онлайн-шопинг. Почему проводники не в восторге от новшеств, а путешественники предвкушают перемены? Разбираемся в деталях.
С 2025 года маркетплейс Wildberries станет новой точкой продаж железнодорожных билетов. Это станет возможным благодаря платформе «Инновационная мобильность», которая объединит транспортные услуги с цифровыми сервисами. Теперь, выбирая чемодан или дорожную подушку, пассажиры смогут сразу добавить в корзину билет на поезд. Алгоритмы Wildberries, анализируя историю поиска, будут предлагать оптимальные маршруты. Например, тем, кто купил палатку, система порекомендует билеты в Сочи или на Байкал. Но главный козырь — программы лояльности. Бонусные баллы, накопленные за покупки на маркетплейсе, можно будет потратить на скидки при бронировании поездок.
Лист ожидания на популярные направления. Если билеты на желаемую дату распроданы, можно зарегистрироваться в электронной очереди. Как только появится свободное место (например, из-за отмены брони), система автоматически предложит его, отправив уведомление в приложение.
Шаблоны для быстрой покупки. Пассажиры смогут сохранить параметры поездки: направление, тип вагона, предпочтения по питанию или дополнительным услугам. Для повторного бронирования достаточно двух кликов — идеально для тех, кто часто ездит по работе.
Главный сюрприз — модернизированные плацкартные вагоны. РЖД представила концепт, который бросает вызов традиционным купе: каждое спальное место оборудовано звукоизоляционными перегородками и плотными шторами, создающими эффект уединения. Встроенные USB-порты, индивидуальные светильники с регулировкой яркости и планшеты с доступом к развлечениям и меню вагона-ресторана, матрасы с памятью формы, откидные столики с беспроводной зарядкой и увеличенное пространство для багажа под нижними полками.
При этом стоимость билета в новый плацкарт останется на 30-40% ниже, чем в купе. «Это уровень низкобюджетных авиалиний, но с комфортом бизнес-класса», — комментирует эксперт по транспортной логистике Анна Соколова.
Автоматизация процессов лишает проводников части полномочий. Например, продажу чая или постельного белья теперь можно оформить через мобильное приложение, минуя персонал. Кроме того, в модернизированных вагонах увеличилось количество датчиков контроля температуры и дыма, которые требуют постоянного мониторинга. Интеграция с Wildberries, умные сервисы и плацкарт нового поколения — это лишь начало. РЖД делает ставку на персонализацию и технологичность, чтобы вернуть популярность железнодорожным путешествиям. И если пассажиры готовы к переменам, то сотрудникам придется адаптироваться к новой реальности. Одно ясно точно: битва между плацкартом и купе вышла на новый уровень, и проигравших здесь нет — есть только те, кто успевает за прогрессом.
Фото: gorodkirov.ru