Новостной портал "Город Киров"
26 ноября, Киров -2,3°
Курс ЦБ 103,79 108,87
Жизнь в городе

Как воздух может спасти святое место

Почему «прозрачный» бизнес оказался эффективнее призывов Епархии

Новость о «продавце церковного воздуха» Александре Шустове за несколько дней облетела всю Россию. Предприниматель из села Великорецкое заявил, что будет продавать одно из немногих бесплатных благ. О том, что цены на продукт Александр установил вовсе не христианские, тоже не секрет. Минимальная цена такого сувенира – 500 рублей, максимальная - 3000. Сегодня СМИ пишут, что заказов у Александра много. Мы съездили в Великорецкое узнать, кто же стал основным клиентом. Оказывается, это журналисты.

Сама дорога в Великорецкое без чуда не обошлась. В лесу, с плохой связью, за 7 км до ближайшей заправки автомобиль показал запас топлива полный ноль! Обычно в таких случаях машина глохнет. Оставалось уповать только на Бога. Если доберемся – сомнений нет, Бог есть. И мы добрались. 

Александр спокойно встречает у порога очередных журналистов. Разговор с ним, как и дорога, оказался не без проблем. Конкретные данные он давал неохотно, умело переводил разговор на другую тему, отвечал вопросом на вопрос, многословно и бессодержательно. Но тут произошло второе чудо: нам удалось его разговорить. 

- Если бы я написал, что воздух стоит 50 рублей, никто бы внимания не обратил. Раз цена такая большая, люди задумываются: легче приехать самому, набрать и подышать. Конечно, если путешественники купят сувенир, воздух быстро уйдёт, но баночка, как память о святом месте, останется, - рассказывает Шустов. 

Александр называет своё начинание «самым прозрачным бизнесом». За первые дни октября он отдал 6 банок, а вовсе не огромные заказы, о которых пишут журналисты. Причём Александр не рассказывает, получил ли он за воздух деньги. 2 банки из 6 отданы редакции «Город Киров.ру» и музею истории Хлынова бесплатно. А оставшиеся четыре сувенира, как мы можем предположить, подарены другим журналистам. 

Директор музея истории Хлынова Валерий Федяев снисходительно улыбается и спрашивает: 

- Вы правда всерьёз это воспринимаете? Я думаю, Александр Шустов просто шутит. Это способ привлечь внимание к паломничеству в село Великорецкое и месту явления иконы, ведь это единственный способ выживания села и сбыта сельхозпродукции, здесь производимой. Если руководству области и епархии это не нужно, приходится неравнодушным жителям самим заниматься продвижением святого места.

- Ценник - это возможность поговорить, способ общения. И для меня, и для туристов. Вот вы проходите мимо прилавка и видите – воздух! Это шутка?! И пошло общение. Легче становится спросить, например, где новую икону нашли, почему на дереве бантики привязывают, где можно воды набрать, где покушать, где машину поставить, где туалет находится, в конце концов. 


Александр Шустов, предприниматель и бизнесмен, в Великорецкое переехал в 2010 году. Несмотря на то, что в деньгах он не нуждался, пошёл служить в церковь завхозом. Он и сейчас ведёт бизнес, только совмещает его с домашним хозяйством. Так что прибыль от банок ему не очень-то и нужна. 

⁃ Покупатели у вас есть? 
⁃ Конечно. Вы же приехали. Вы - мой покупатель, - улыбается бизнесмен. 
⁃ А скидки есть? Для студентов, пенсионеров. 
⁃ А студенческий у вас есть? - отвечает вопросом на вопрос Александр. 
⁃ Есть. 
⁃ Давайте в деканат позвоню, узнаю, какие у вас оценки, - шутит наш герой, - А в церковь ходите? Я вот сейчас священнику позвоню и узнаю, ходите или нет. 
⁃ Если у вас есть покупатели, то кто они? 
⁃ Я у них паспорта не спрашиваю, - уходит от ответа Шустов. 
⁃ Как церковь относится к продаже воздуха? 
⁃ А зачем мне официальное мнение церкви? Я же им не мешаю зарабатывать. Они в комментарии сказали, что не знают меня. Хотя в интернете куча фотографий меня и владыки Марка. Один предприниматель пожертвовал нашему подворью пустые пластиковые бутылки для раздачи людям, чтобы они воду набирали... В храме их продают по 30 рублей. 

Сам предприниматель понятия «религия» и «вера» разделяет: раньше считал себя полностью православным, а сейчас старается наблюдать со стороны.
- А зачем вы такую высокую цену сделали? Для многих даже 500 рублей – это не маленькая сумма. 
⁃ У нас с вами разные ценности. Я вообще считаю, что земная жизнь не имеет смысла. Все свое нажитое имущество с собой в мир иной не унесешь, там другие ценности, но память о себе нужно оставить в истории.Люди должны думать головой, она предназначена не только для того, чтобы есть. А у многих журналистов голова на плечах только для потребления пищи. Вот они и приезжают посмотреть, как живет «сельский дурачок». Вы же, журналисты, сами меня рекомендуете, сами спрашиваете, отвечаете, выдумываете и пишете. Я ничего не делаю. Мне перед публикацией никто не прислал текст посмотреть, ошибки исправить. Отсюда такая реакция бурная.

- Значит, люди могут надеяться на более низкие цены, если банки будут продаваться в качестве сувениров?
- Люди смогут получать их бесплатно. Будут ящики для пожертвований, чтобы люди оставляли столько денег, сколько могут. А банки просто для того, чтобы привлечь туристов к пожертвованиям. Кстати, бизнесмены могут тысячу положить, а старушка, скажем, рублей 10, но для Бога эти бумажки равнозначны, ибо бабулька последнее, может быть, отдала, а тот просто деньгами раскидывается.


- А во что планируете вкладывать пожертвования?
- Все пожертвования пойдут на содержание береговой зоны Великорецкого комплекса, береговой территории и места явления Иконы. По сути, на самые важные места.
Александр задумался, отдал мне банку с воздухом и произнёс:
- Думаю, вашу статью редактор сократит. Правда в нашем мире никому не нужна. Люди хотят слышать, видеть и читать то, во что удобнее поверить, хотят жить в иллюзиях, а журналисты им в этом помогают. Яркий пример – эта история.

Новости партнеров